И вечная Весна

Ольга ВИТРЕ

16.03.2019

Удивительно, но каждый россиянин, оказавшийся в Крыму, сразу чувствует себя здесь как дома. Набережные, дворцы, крепости, названия городов и вершин — выплывают будто бы из подсознания. Спасибо советскому кинематографу — мы выросли на этом. Стоит очутиться в Ливадийском дворике, и в голове включается голос Боярского, поющий о мучительной любви к прекрасной Диане. А какая из барышень не воображала себя «небесной ласточкой» у мавританских стен Воронцовского дворца и дамой, пусть даже без собачки, на Ялтинском променаде?! О постоянной прописке Крыма в российской культуре, о победах и проблемах мы решили порассуждать накануне пятилетия Крымской весны, отмечаемого в нашей стране 18 марта.

За право называть «нашим» все это богатство российская культура заплатила немалую цену. Без преувеличений — золотом. Коллекция ценнейших артефактов из крымских музеев шестой год «гостит» в Амстердаме. Голландцы отказываются вернуть собрание законным правообладателям из-за спорного, по их мнению, статуса полуострова. Лишился крымский зритель и гастролей некоторых звезд, которые по тем же причинам объезжают Тавриду стороной. Но все мы приобрели несоизмеримо большее: Крым — свой дом, а Россия — недостающую страницу в многовековой истории.

Спустя пять лет после воссоединения власти Республики Крым подводят первые итоги. В том числе и министр культуры Арина Новосельская представила доклад «об основных достижениях и главных векторах развития сферы культуры и искусств».

Любой современный рассказ о достигнутых результатах начинается с цифр. В данном случае, весьма внушительных и приятных для жителей полуострова. Примечательно, что главным символом культуры Крыма за минувшую пятилетку стали стройки. С 2014-го капитальный ремонт провели в 66 учреждениях культуры, в ближайшие два года планируют обновить еще столько же зданий. На эти цели в республиканском бюджете заложено  — 1,2 млрд рублей. К слову, глава профильного ведомства отчитывалась в отремонтированном Симферопольском музыкальном училище имени Чайковского — на его капитальное переустройство потратили около 70 млн рублей. Отреставрирован также региональный Центр народного творчества, построено еще одно здание Крымского художественного училища имени Н.С. Самокиша. Если все пойдет по плану, то в 2021 году учебное заведение примет студентов: художников и дизайнеров.

Арина Новосельская отметила: часть федеральных средств пошла на поддержку детских школ искусств. В течение многих лет эти учреждения дополнительного образования не могли позволить себе не то чтобы новые инструменты, но даже ноты. Сейчас ситуация меняется. С 2016 по 2018 год приобретено более 700 музыкальных инструментов. Часть закупок профинансировал бюджет, часть — инвесторы. Результаты  такой поддержки уже видны. За два года число родителей, желающих приобщить к музыке своих детей, выросло в несколько раз.

— Самое необыкновенное для нас — это огромные вложения в культуру полуострова, — подчеркивает депутат от Республики Крым, член Комитета Госдумы по культуре Светлана Савченко. — Ведь культура же часто финансируется по остаточному принципу. Президент в своем Послании Федеральному собранию тоже говорил, что культура у нас даже гораздо более востребована, чем мы туда вкладываем. Но на самом деле для Крыма это очень существенно: более 160 миллионов рублей за пятилетие — вложения федерального бюджета только в культуру. Хотя я считаю, любой вклад, тот же мост, аэропорт, трасса «Таврида», — это тоже вклад в культуру. Поскольку она пронизывает все сферы и пространства, она духовный исторический стержень, на котором держится все.

Одной из главных сложностей в российском Крыму стала необходимость быстрой перестройки для работы в рамках законов РФ. Контрактная система, тендеры и закупки, регистрация прав на имущество и участки, новый документооборот — разобраться в одночасье довольно сложно.

Минкульт Крыма отмечает, что на сегодня 27 республиканских учреждений полностью завершили государственную кадастровую регистрацию вещных прав на недвижимое имущество, а 18 учреждений получили право постоянного бессрочного пользования земельными участками.

— За короткое время была произведена государственная кадастровая регистрация 60 объектов культурного наследия федерального значения Судакской крепости и 150 объектов Керченской крепости, — говорит Арина Новосельская.

До вхождения Крыма в состав России методики кадастрирования и регистрации таких объектов не существовало.

— Очень важно, что мы весь свой «культурный потенциал» взвесили и сосчитали, — комментирует Светлана Савченко. — Теперь уже знаем в количественном и качественном отношении, сколько у нас предметов находится в музеях, сколько всего имеется объектов культурного наследия. Это стало возможным лишь при включении в Российскую Федерацию.

...За пять лет на полуострове сняли около сорока фильмов и сериалов. В их числе «Крым», «Крымский мост» и «Монах и бес», Карен Шахназаров снимал здесь свою «Анну Каренину», Алексей Учитель — сцены в «Матильде». Крым стал живой декорацией для кинолент «Викинг», «Скиф», «Крещение Руси», сериала «Золотая Орда» и многих других. Нынешним летом использовать виды Воронцовского дворца планирует Светлана Дружинина при съемках продолжения «Гардемаринов».

— Крым — уникальная локация для кинематографистов, — напоминает директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Ольга Любимова. — Там горы, море, красивые пейзажи, эта традиция советского кинематографа абсолютно очевидна. Ровно по тем же причинам регион привлекателен для огромного количества фестивалей. Это недорого, тепло, невероятно красиво.

В отличие от эстрадных звезд, которым гастрольная политика не позволяет определиться с позицией «наш ли Крым», чтобы не потерять сборы на Украине, российские киношники о санкциях не думают.

То, что историческое фэнтези «Скиф» снималось на спорной, по мнению Европы, территории, не помешало немецкой кинокомпании Splendid Film купить права на прокат фильма. Кинопродюсер Сергей Сельянов удивился нашему вопросу — не было ли трудностей с европейским прокатом у фильма, снятого в Крыму.

— Не было никаких особенностей вообще, все как всегда, — признался Сергей Михайлович. При этом продюсер отметил, что украинская практика запрета на выступления российских артистов, которые включают в гастрольные туры Крым, ему известна.

— Но мы на Украине не снимали и не собираемся, — подчеркнул Сельянов.

Отсутствие каких-либо международных политических санкций к лентам, снятым на полуострове после весны 2014-го, подтвердили нам и в Минкульте.

— Нет никаких проблем с прокатом таких фильмов, — уверяет Ольга Любимова. — Ну а о том, что фильм было бы трудно или невозможно представить на зарубежных фестивалях категории А или В, мы тоже не можем пока говорить. Те фильмы, которые уже сняты в Крыму, это скорее мейнстрим, они сделаны для российского зрителя. У нас не было случая, чтобы тот или иной фильм не был поддержан на Венецианском кинофестивале, поскольку снимался на полуострове.

На память о киносъемках в Крыму остаются декорации. Иногда их удачно встраивают в существующую инфраструктуру, как, например, в Судакской крепости. Возле древних стен и башен ежегодно проходит международный рыцарский фестиваль, собирающий тысячи зрителей. «Подарки» киношников используют в Судаке для исторических реконструкций и сценических игр.

А порой декорации, возведенные для съемок фильмов в Крыму, и сами становятся объектами туризма. Так, в окрестностях Симферополя появился кинопарк «Викинг». Городок, построенный для одноименного художественного фильма, теперь, по сути, является музеем, посвященным древнерусской и скандинавской культуре. Здесь проводят квесты и прочие развлекательные мероприятия, рассказывают о далеком прошлом, описанном в «Повести временных лет», и о Крещении Руси.

А вот официальные крымские музеи, в отличие от кинематографа, с политической предвзятостью все же столкнулись. На днях музеи Крыма обратились с официальным заявлением к апелляционному суду Амстердама с требованием вернуть экспонаты из своих коллекций.

Речь идет о ценностях выставки «Крым. Золотой остров в Черном море». В феврале 2014-го экспонаты из четырех музеев полуострова отправились «в командировку» — в амстердамский музей Алларда Пирсона. После окончания выставки в августе того же года голландцы отказались возвращать ценности в Крым. В декабре 2016-го окружной суд Амстердама решил, что экспонаты стоимостью около 2 млн долларов надлежит передать Украине. Разумеется, музеи республики подали апелляционный иск.

«Мы считаем, что экспонаты, являющиеся неотъемлемой частью наших коллекций, должны вернуться к своему изначальному месту нахождения — Крымскому полуострову. Как во время проведения выставки, так и сейчас, крымские музеи являются хранителями уникальных коллекций крымских археологических артефактов, найденных археологами на крымской земле в течение многих лет. Их статус и права защищены законом. Ни украинское, ни голландское, ни международное право не дают оснований для передачи или перемещения экспонатов, которые в настоящее время находятся в Амстердаме, в Киев, где они никогда ранее не находились, несмотря на происходившие на протяжении сотен лет политические изменения. Мы полагаем, что в этом споре должна отсутствовать политическая подоплека», — говорится в совместном заявлении Керченского историко-культурного заповедника, Центрального музея Тавриды, Бахчисарайского историко-культурного государственного музея-заповедника и Национального заповедника «Херсонес Таврический».

— Мы следим за этой историей и с большим нетерпением ждем ее разрешения, — сообщила нам и.о. директора музея «Херсонес Таврический» Елена Морозова. — Ситуация широко обсуждается, специалисты работают, чтобы этот сложный и резонансный нюанс был устранен...

Елена Морозова переехала в Севастополь из Санкт-Петербурга несколько месяцев назад. Новый руководитель крупнейшего федерального музея рассказала «Культуре», как изменится заповедник в ближайшие годы.

— Сегодня музей не только преображается, потому что ведутся огромные работы по благоустройству территории, по визуализации объектов, но развивается и как научно-археологическая база. Создаются новые экскурсионные маршруты, повествующие о великой истории нашей страны и Ираклийского (Гераклейского) полуострова. Уделяется внимание не только античному, византийскому периодам. Сейчас мы активно говорим о христианском периоде, как оплоте государственности России. В конце 2019 года и весь 2020-й будем работать по новым экскурсионным маршрутам и внедрять новые музейные абонементы, которые будут посвящены христианской теме Херсонеса.

Несмотря на неприятную ситуацию с «золотом скифов», музей остается на связи с зарубежными коллегами. Однако главные планы, конечно, связаны с продвижением в России.

— В следующем году планируем провести в Санкт-Петербурге Дни Херсонеса, — отмечает Морозова. — Будут не только презентационные  программы, направленные на привлечение туристской индустрии, но и встречи с научным сообществом. Так что «Херсонес Таврический» — это интересный музей, который в скором будущем сможет стать крупным научным и культурным центром и местом притяжения для севастопольцев и всех россиян.

Рост интереса туристов к местным достопримечательностям отмечают и в муниципальных музеях Крыма.

— Раньше зимой случались единичные посетители. Нынче туристы постоянно приезжают, интересуются, смотрят, больше стали приходить целыми семьями. Мертвого сезона просто нет! — улыбается старший научный сотрудник литературно-мемориального музея Александра Грина Ирина Панаиоти. 

Этот музей, расположенный в Феодосии, финансируется из местного бюджета. Но поддержку хранители наследия автора «Алых парусов» ощущают немалую. Когда-то коммунальные услуги учреждение оплачивало из собственных заработков, теперь данные расходы покрываются за счет городской казны. Уже в 2014-м у музея Грина появились и добровольные помощники.

— Этим людям Крымская весна дала некую личную мотивацию, — объясняет Ирина Панаиоти, — они спросили: «Чем помочь?» Мы не привыкли, что нам помогают, и скромно сказали: хотелось бы внедрить аудиогид.

Первая помощь меценатов вылилась в полмиллиона рублей. Появилось много техники: аудиогиды, принтер А3 для цветной печати, аудиовизуальная система, фотоаппарат, а у каждого научного сотрудника — свой компьютер.

— Из XX века мы переместились сразу в XXI, — резюмирует Ирина Панаиоти. — А самое главное, мы почувствовали, что нужны. Наши меценаты говорят: «Вы даже не понимаете, какой кайф вам помогать».

В музее Грина «Культуре» сообщили, что в планах «маячит» капитальный ремонт. «Чего не было никогда», — добавили музейщики.

И это, пожалуй, главный итог перемен, который в тех или иных вариациях звучит во всей крымской мелодии. Пожалуй, по эмоциональному накалу он масштабнее строек и цифр — не было никогда, а теперь есть.


Мнения


Карен Шахназаров, народный артист России, режиссер, гендиректор Киноконцерна «Мосфильм: 

— Конечно, после воссоединения с Крымом нашим кинематографистам стало гораздо легче работать на полуострове. Ушли многие законодательные препоны, масса нюансов с согласованиями и прочее. Проблемы, с которыми мы сталкивались в прошлом, сейчас либо незначительны, либо исчезли совсем. Например, я недавно снимал батальные сцены к «Анне Карениной», для которых мы привезли из Москвы оружие и пушки. Раньше организовать подобную масштабную киноэкспедицию являлось непростым делом. Надо отметить, Крым — уникальное место для кинематографистов. Полуостров был очень популярен в советское время, и сегодня наши режиссеры вновь его для себя открывают. Природа и история Крыма многообразны и по-своему неповторимы. Каждый найдет там что-нибудь свое. Например, для «Анны Карениной» мы снимали там Китай: построили деревню, нашли сопки, и это выглядело весьма похоже на Маньчжурию. В 2000-х, когда я работал в Крыму над фильмом «Яды», полуостров превратился для нас в Италию и Грецию. Еще ранее для картины «Цареубийца» я снимал сцены в Ливадийском дворце. И хотя здание, кажется, не вошло в окончательный монтаж, это уже совершенно неважно. Главное, что при желании и должной фантазии на полуострове можно найти натуру на любой вкус.

Сегодня в Крыму работают свои небольшие частные кинокомпании, которые предоставляют технику в аренду, что дает возможность не везти в экспедицию массу оборудования из Москвы, а взять его на месте. Все это дает экономике Крыма какие-то преимущества и доход. Нужно ведь где-то разместить всю съемочную группу, построить декорации, задействовать местных специалистов, при необходимости набрать массовку из жителей или пригласить актеров крымских театров на небольшие роли.

Что касается всех заморочек с санкциями со стороны Европы и США в отношении Крыма, то на кинематограф распространить их очень сложно, поскольку в титрах не пишут: «снимали в Крыму». Так что прокатчики и продюсеры не сталкиваются с проблемами в мировом прокате.


Алексей Пиманов, режиссер, продюсер, президент медиахолдинга «Красная звезда»:

— Снимать в Крыму одно удовольствие! Это ощущение трудно передать словами: тот, кто не был на полуострове и не работал там, меня не поймет. В Крыму особая, своя неповторимая аура, а главное — чудесные люди. Наши люди! Пейзажи полуострова настолько колоритны, что как никакие другие идеально подходят для съемок исторических фильмов, романтических комедий. Там надо делать русский Голливуд. Природа, уникальные исторические памятники, море и горы позволяют воспроизводить на экране потрясающие картинки. Думаю, киношники понимают, о чем я… Конечно, на Украине, в Европе и США есть негласный запрет на тему Крыма, в том числе и в кинематографе. Особенно на фоне последних событий. Ничего, все встанет на свои места. Время, как известно, лечит.


Сарик Андреасян, режиссер, продюсер:

— Мне, к сожалению, еще не доводилось снимать в Крыму, но многие мои коллеги уже активно осваивают полуостров, и это вполне естественно, потому что Крым — это волшебный уголок с потрясающей натурой, величественными горами, цветущими равнинами, солнцем и морем. Туда едут не ради павильонных съемок, а за этой самой натурой. Разумеется, после воссоединения с Россией он стал еще более притягательным для нашего кинематографа, поскольку упростились многие нюансы: сократились затраты на производство картины, не нужно проходить границу, заполнять декларации, а на местах можно рассчитываться со специалистами в российской валюте. Мне кажется, стоит более активно развивать инфраструктуру. Сейчас все-таки пока еще большую часть оборудования для съемок и различных специалистов везут из Москвы и Санкт-Петербурга. Если это масштабный исторический проект, то это, чтобы вы понимали, более ста работников и десять КамАЗов оборудования. Одна логистика съедает довольно внушительную статью расходов бюджета картины. Необходимо более активно развивать в Крыму индустрию, обслуживающую кинематограф. И тогда, я думаю, у Крыма большие перспективы, и в будущем он вполне может стать нашим Голливудом.



Фото на анонсе: Алексей Павлишак/ТАСС