Россия в миниатюре

Марина ИВАНОВА

10.04.2014

В конце апреля в Федоскино открывает свою первую экспозицию Московский областной музей народных художественных промыслов. «Культура» встретилась с его директором Сергеем Сидоровым.

культура: Ваш музей находится в селе Федоскино — на родине русской лаковой миниатюры. Место, конечно, выбрано неспроста?
Сидоров: Музей имеет предысторию. Дело в том, что на Федоскинской фабрике была собрана большая коллекция миниатюры, хотелось, чтобы она стала достоянием общественности. Но посетители ведь приезжают в субботу-воскресенье, когда предприятие закрыто. Находились энтузиасты, которые в свои выходные бесплатно проводили экскурсии. В общем, федоскинские художники и решили обратиться в правительство — как в областное, так и в федеральное — с просьбой о создании здесь музея. И в 2003 году его учредили. Решено было посвятить его не только местной лаковой миниатюре, но и истории возникновения и развития народных художественных промыслов всей Московской области. Главная задача заключалась в описании коллекций ассортиментных кабинетов подмосковных художественных промыслов, помощь в фиксации того, что в них хранится — а там бесценные сокровища. В области работает 26 предприятий, и в каждом имеется коллекция. Все это — наше культурное достояние, которое необходимо сохранить и показать людям. Были опасения, что все это может «уплыть».

культура: Вы разместились в историческом здании — Доме купцов Лукутиных, владевших фабрикой миниатюрной живописи...
Сидоров: Это двухэтажное деревянное строение — памятник истории и культуры регионального значения. Построено Николаем Александровичем Лукутиным в 1880-х годах. Позднее в нем размещалась артель художников и фабрика. В 1970-х производство переместилось в громадный корпус, и дом Лукутиных постепенно стал разрушаться. К настоящему времени сложная реставрация и работы по созданию музейного комплекса завершаются. Открытие намечено на 21 июня этого года. Здание небольшое — всего 417 метров, тем не менее 288 из них — выставочные. Здесь будут выставлены произведения федоскинской лаковой миниатюры. Кроме того, нам выделили площадь в здании напротив, принадлежащем Московской областной государственной научной библиотеке имени Крупской. Там в апреле открываем другую экспозицию.

культура: Чему она посвящена?
Сидоров: Здесь будут представлены 17 подмосковных предприятий народных художественных промыслов. В их числе как всемирно известные бренды, так и промыслы помельче. Например, Климо — токарная игрушка, или строчевышитые изделия фабрики «Василиса».

культура: Это и старинные, и современные произведения?
Сидоров: Исключительно современные. Мы хотим показать, чем сегодня дышат подмосковные предприятия народных промыслов. Все-таки старинные вещи не похожи на нынешние — мастерство серьезно возросло. Сейчас в отрасли работают в основном профессионалы — люди, получившие как минимум среднее специальное образование.

культура: Промыслы что-нибудь потеряли,  превратившись из народных в профессиональные?
Сидоров: Понимаете, сегодняшние эстетические представления отличаются от тех, что были, скажем, двести лет назад. А главное — сейчас практическое применение этих изделий сведено к минимуму. Раньше павловопосадские платки были предметом обихода. Их носили каждый день — это являлось чем-то вроде нынешнего ширпотреба. А сегодня мы их возвели в ранг произведений искусства. Конечно, они и до того были нарядными, но практичность ставилась на первое место. 

культура: То есть логично, что промыслы стали более декоративными?
Сидоров: Более высокого качества, интереснее по разработке, цветовой гамме, рисунку. Вообще, то, что промыслы живы и находят покупателей, свидетельствует о востребованности. К тому же они связывают нас с нашими корнями. Я бы сказал, это фактор национальной самоидентичности. Мне кажется, дальше промыслы будут только завоевывать позиции, а не сдавать. Во-первых, человек устает от штамповки, глаз такое уже не воспринимает. Хочется разнообразия, которое может обеспечить ручное производство. Да и потом, когда-нибудь ведь начнем понимать: у нас есть родина. Она не лучше и не хуже других, просто — наша.

Я сам, кстати, не подозревал, что буду заниматься народными художественными промыслами. Собирался стать художником-дизайнером, иностранными журналами интересовался — нас на этой эстетике воспитывали, мы ориентировались на европейские образцы. Поступил в Московский технологический институт на отделение лаковой миниатюры — думал, поучусь годик, а потом пойду в Строгановку. Но когда попал во всю эту историю, влюбился просто. Понял — вот живу в России, а ничего про нее не знаю. Разбираюсь в зарубежных художниках и дизайнерах, а в своих — нет. Так что очень рад, что попал в промыслы. Главное — все их понимают. Это тот вид искусства, который не надо разъяснять.

культура: Если вернуться к музею: как формировалась экспозиция — предприятия промыслов безвозмездно передавали свои произведения?
Сидоров: Коллекция практически целиком состоит из предметов лаковой миниатюрной живописи. Федоскинская фабрика передала в дар полторы тысячи предметов. Авторские произведения других промыслов мы покупали — и у предприятий, и у художников. Конечно, и в дар принимали. В музее будут представлены все существующие сегодня художественные промыслы Подмосковья. Собираемся заниматься и образовательными программами — рассказывать детям и взрослым о промыслах, демонстрировать приемы, проводить мастер-классы. Хотим организовывать и встречи художников разных предприятий — им нужно творческое общение, обмен идеями. Бывает, один и тот же сюжет и в Федоскино можно найти, и в Гжели, и у других коллег. И дебаты будут — как без них?

культура: А в чем уникальность вашей коллекции?
Сидоров: У нас самое полное собрание федоскинской миниатюры. Если в других коллекциях вы увидите, скажем, одну-две работы Геннадия Ивановича Ларишева — народного художника России, то у нас он представлен с 1954 года до 2000-го. Можно проследить, как развивался мастер, как шло совершенствование других известных художников, работавших рядом с ним. Это и дает возможность представить себе общую картину.