Дорогая редакция!

26.06.2014

В Год культуры уместно поговорить о культуре нашей родной речи. Думаю, что в проекте «Основ государственной культурной политики» не зря декларируется необходимость защиты русского литературного языка. Беда в том, что он действительно нуждается в защите. Язык наш теряет свое богатство и красоту. Он донельзя замусорен иностранными словами, словечками различных жаргонов — подростковых, уголовных, канцелярских. Общее падение культуры сильно отразилось на качестве нашей речи. Любой мало-мальски грамотный человек, прочитавший в своей жизни помимо букваря хотя бы три-четыре хорошие книги, должен вздрогнуть и возмутиться, услышав выражения типа «сфоткаемся на память», «днюха»(т. е. день рождения), «не парься», «отстой». Как часто мы слышим «ихний» вместо «их», «звОнят» вместо «звонЯт» и т. д. Хуже всего, что этот словесный сор, хоть как-то объяснимый в обиходной речи, легко перекочевал в институты, которые играют важнейшую роль в сохранении, развитии и нормировании современного языка. Имеется в виду художественная литература, театр, кино, радио и телевидение, другие средства массовой информации.

Горячо поддерживаю усилия газеты «Культура» и ее главного редактора Елены Ямпольской по защите русского театра, который всегда был мощным оплотом культуры. С его подмостков во все времена звучала чистая правильная красивая речь. Очень важно сохранить эту традицию.

Отклонения от нормы в языке, допустимые в быту, категорически должны быть исключены из информационных сообщений и комментариев, выступлений в эфире публичных персон. К сожалению, дела обстоят совсем иначе. Ну не должен член жюри в популярной телевизионной передаче говорить маленьким певцам, что они «налажали», т. е. где-то ошиблись в исполнении! Примеров неуважительного отношения к своей речи и к аудитории можно привести несчетное количество. А ведь не так далеки времена, когда русская речь, звучащая на радио и телевидении, была близкой к эталонной. Наши прославленные дикторы Игорь Кириллов и Анна Шатилова не раз рассказывали о том, какие жесткие требования предъявлялись на телевидении к подбору слов, произношению, правильному ударению. А как читали стихи Иннокентий Смоктуновский, Михаил Козаков, Василий Лановой! Слушая их, мы могли в полной мере постичь красоту родной речи, насладиться ее богатством, певучестью.

Не случайно в проекте «Основ» говорится о необходимости повышения качества владения родным языком теми, чья профессиональная деятельность требует публичного общения. Выступление перед аудиторией, особенно многомиллионной, требует особого умения. Тут, буквально не сходя с дивана перед телевизором, за короткий срок убедился в неспособности многих так называемых медийных персон справиться с элементарным управлением в русском языке. Один уважаемый человек сказал в эфире, что он «рассчитывает о том». Я прислушался. Скоро набралась целая коллекция. Оказывается, можно «доказать», «подтвердить», «пожаловаться», «отметить», «удивиться» и все «о том»!

Как неуместно появляться на дипломатический прием в шортах и сандалиях на босу ногу, так нежелательно в публичном выступлении называть национальное культурное достояние брендом. Или, имея в виду, что компания имярек понесла финансовые потери, утверждать, что «фирма попала на деньги». 

Филологи успокаивают, утверждая, что «великий и могучий» со временем сам себя выправит, как это не раз уже бывало. Но вопрос в том, доживем ли мы до этого светлого будущего. Хочется слышать прекрасную русскую речь сегодня, сейчас. А потом, не знаю, учитывали ли прекраснодушные ученые стремительное развитие электронных средств коммуникации и их воздействие на общественное сознание. Волосы встают дыбом от нецензурной брани, агрессии, чудовищной безграмотности иных блогеров в интернете. Тех, которые двух слов связать не могут, при том что из этих двух слов — три матерных.

Выход из создавшейся ситуации, конечно, дело специалистов. Лично я считаю, что необходимо с максимальной энергией отвоевывать для родного языка оставленное им пространство на страницах книг, на сцене театров и концертных залов, в СМИ. Нужно настраивать на это общественное мнение. Важно повысить роль редакторов, поставив им задачу жестко вести дело в интересах охраны, нормирования и развития русского языка. При этом надо принципиально разделить понятия редактуры и цензуры.

В стратегическом плане, безусловно, решающая роль принадлежит школе, которая должна не только образовывать, но и воспитывать. Возродить статус русского языка и литературы как ведущих дисциплин в процессе обучения. И начать нужно издалека: призывать в учителя тех молодых людей, которые пойдут в профессию не по «остаточному принципу», а с твердым намерением вырастить поколение тружеников, ученых, поэтов, патриотов своей родины.

Может быть, тогда мы перестанем тоскливо мычать: ну, почему мы так говорим!

 С уважением, М.А. Романов