Крестьянская Мельпомена

Александр РЯЗАНОВ

23.10.2014

В фондах Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина хранятся уникальные фотографии. На старых черно-белых карточках — сцены из спектаклей, а также портреты членов труппы крестьянского театра в Вяземах, одного из первых в России.

Голицынский музыкально-драматический кружок — или Вяземский крестьянский театр — был создан в 1909 году на базе Вяземского складочно-потребительского общества. Спектакли показывали в конторе учреждения, мастерских, сараях и даже на улице. Труппа состояла из крестьян села Большие Вяземы и деревни Шараповки. В постоянный репертуар уже за первые годы вошли «Не все коту масленица» Островского, «Русалка» Пушкина, пьесы Лермонтова, Чехова... О спектаклях с восторгом писали даже столичные газеты. Отмечалось, что крестьяне «на театр смотрят не как на пустую забаву, на развлечение, а как на дело большой общественной важности».

Вскоре труппой заинтересовался известный художник Василий Поленов. Он создал декорации к спектаклю «Купец Калашников». А весной 1910 года в Голицыно вместе с друзьями побывал выдающийся актер Павел Орленев. Он приехал не только для организации своих спектаклей, но и чтобы познакомиться с театром. Местные жители тепло встретили гостя, предложили хороший гонорар. Но тот наотрез отказался. Согласился лишь поставить в «фойе» театра блюдо с объявлением: «Принимаются, по желанию, за игру приехавших артистов деньги, которые пойдут на расходы по следующим крестьянским бесплатным спектаклям».

В один из следующих визитов Орленев привез молодого артиста Александра Мгеброва, который помог крестьянам поставить множество спектаклей. Последний так вспоминал о той поездке: «Мы вошли внутрь здания и оказались в уютно оборудованном театральном помещении. Оно было набито до отказа. Крестьянская молодежь и бородачи в зипунах буквально стояли друг на друге. Густой пар наполнял все помещение; было неимоверно душно, жарко, тесно, но царствовала все же абсолютная тишина. На сцене шло представление… Скоро я разобрал, что шли «Рыбаки» Григоровича. Крестьяне играли просто, вдумчиво, глубоко и без суфлера.

«Смотрите, смотрите! — подтолкнул меня Павел Николаевич и тут же восторженно добавил: — Ах, как это замечательно!..» Это плакала на сцене старуха… и плакала действительно замечательно… Плакала молча, беззвучно, одними глазами, которые выражали глубокое горе… Морщинистое крестьянское лицо ее было сосредоточенно, трагично, и она, не торопясь, без всякой суетливости, с большим чувством меры и ритма подбирала кончиками пальцев передник, медленно подносила его к глазам, медленно, так же ритмично и пластично вытирая им слезы… ни дать ни взять завзятая Федотовна.

По окончании спектакля Павел Николаевич спросил меня: «Ну что, хотите оставаться здесь?» Я без колебания ответил: «Да».

Пожалуй, лучше, чем Мгебров, никто не смог бы описать игру примадонны Вяземского театра Аграфены Назаровой (Чуркиной).

Дебютным спектаклем, поставленным Мгебровым на сцене Вяземского театра, стала пьеса Виктора Крылова «Девичий переполох». Крестьяне на первую же репетицию явились без тетрадок — дома выучили роли наизусть. И если поначалу приходила только молодежь, то потом не было отбоя от пожилых. Александр Авельевич вспоминал, что к нему буквально приставали бородачи с просьбой «дать хоть какую-нибудь рольку» — приходилось выдумывать.

Вяземские крестьяне стремились увидеть игру профессиональных артистов. По их инициативе организовали экскурсию в Московский Художественный театр. Экскурсоводом был сам Владимир Немирович-Данченко, который показывал гостям костюмерные, бутафорию, декорации. Крестьяне также получили 20 билетов на спектакль. 

Особая страница в истории Голицынского театра связана с фигурой Льва Толстого. 16 сентября 1909 года писатель приехал в Большие Вяземы, где осмотрел Складочно-потребительское общество, посетил крестьянский театр. Еще в 1886 году Лев Николаевич писал знакомому: «Народный театр очень занимает меня, и я бы очень рад был, если бы мог ему содействовать». В дальнейшем Владимир Чертков, его секретарь и друг, не раз наведывался на спектакли по просьбе писателя...

Перед Первой мировой войной театр в Вяземах считался одним из крупнейших среди подобных в стране: труппа состояла из 200 актеров. На средства Вяземского складочно-потребительского общества и добровольные пожертвования крестьяне собирались построить Народный дом, где разместился бы театр. Однако эти планы были сорваны войной.

В первые годы Советской власти крестьянский театр в Вяземах работал особенно активно, хотя это трудно представить: Гражданская война, неурожаи, голод, тиф... А актеры продолжали играть Мольера, Лермонтова, Чехова, Григоровича, Толстого...

Последние сведения о театре относятся к 1928 году. Вероятно, тогда же его деятельность и прекратилась. Однако крестьянский театр оставил яркий след не только в истории Вязем и Голицыно, но и в культурной жизни страны.