Вернуться в «Городок»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

15.10.2014

Древний Звенигородский кремль или «Городок», как называют его в народе, — место с уникальной историей. Археологические раскопки на этой территории уже несколько лет проводятся Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем. О промежуточных итогах «Культура» побеседовала с археологом Алексеем Алексеевым, старшим научным сотрудником музея.

культура: Какие открытия сделаны?
Алексеев: В 2008–2013 годах мы изучали культурный слой у стен Успенского собора. В верхнем пласте обнаружены архитектурные детали и части декора, сбитые со стен во время ремонтных работ в XVII–XIX веках. Подобные находки помогают понять, как изначально выглядел собор. Так, одно из самых важных открытий последних лет — части белокаменных кокошников, украшавших карниз алтарной части храма.

культура: А в более древних слоях?
Алексеев: В напластованиях XV–XVI веков за алтарем найдены кости животных, птиц, рыб... Вероятно, еще до того, как вокруг стен собора образовался средневековый некрополь, там устраивались городские праздники и пиры — «братчины».

культура: Какую находку считаете самой ценной?
Алексеев: Две миниатюрные резные накладки из кости с изображением фигур ветхозаветных пророков. Искусная моделировка одежды, ювелирная проработка благообразных ликов... Пока не получается установить, кто был автором накладок. Ясно одно: они сделаны очень талантливым мастером. Стилистические особенности резьбы вызывают ассоциации с мелкой пластикой мастеров Москвы и Троице-Сергиева монастыря начала XVI века. Неизвестный автор близок к традиции, восходящей к искусству резьбы знаменитого Амвросия. Очевидно, он был знаком и с иконописным стилем художников рублевской эпохи.

А у южной стороны алтарной части найдены фрагменты иранской чаши золотоордынского периода. На дне изображена змея или дракон с хищно оскаленной пастью. Подобные рисунки, не уступающие по красоте и сложности знаменитой резьбе на багдадских воротах или миниатюрной живописи на иранских люстровых фаянсах, могли быть выполнены лишь искусными керамистами. Чаша датируется второй половиной XIV — первой четвертью XV века — временем торгового и дипломатического расцвета Звенигорода.

культура: Давайте поговорим об Успенском соборе, известном фресками преподобного Андрея Рублева.
Алексеев: Неожиданные находки обнаружились в отложениях строительного мусора у стен храма. Найдены обломки сбитой стенной штукатурки с росписями начала XV века. Их оказалось довольно много — счет идет на квадратные метры. Особенно важно, что это не разрозненные куски: они складываются в большие композиции, когда-то украшавшие стены и своды Успенского собора.

культура: Как получилось, что рублевские фрески были выброшены? 
Алексеев: Собор капитально ремонтировали в XIX веке. Малообразованные мастера поступили с рублевским наследием радикально: сбили штукатурку там, где она отставала от поверхности, а в остальных местах — отмыли и зачистили. Фрагменты фресок просто выбросили со строительным мусором. А затем покрыли стены и свод новой живописью. В 1887 году Успенский собор был заново расписан. И лишь в 1960-х реставраторы под руководством Виктора Филатова начали расчищать оставшиеся в интерьере памятника рублевские фрески. К сожалению, сохранилось очень мало. Зато росписи, сбитые в XIX веке и долгое время считавшиеся утраченными, оказались в хорошем состоянии. Их уникальность еще и в том, что нетронутой рублевской живописи почти не осталось. Та, что есть, пропитана реставрационными клеями, удалить которые невозможно. Найденные возле собора фрагменты помогут изучить состав минеральных красок, которыми пользовался легендарный иконописец.

культура: Где велись раскопки этим летом? 
Алексеев: На правом берегу реки Москва, напротив Звенигородского городища. В XVI веке там находился деревянный посадский храм во имя Рождества Христова, сожженный польско-литовскими интервентами во время Смуты в начале XVII века. Мы обнаружили белокаменные надгробия, которые оказались гораздо более древними, чем найденные в Звенигороде когда-либо прежде. Это поможет более точно установить время постройки церкви.

культура: Какое будущее у «Городка»?
Алексеев: К сожалению, этот уникальный культурный и исторический памятник постепенно разрушается. Оползают его древние валы, сюда регулярно наведываются «черные археологи». Вызывают опасения и градостроительные инициативы некоторых инвесторов — новые проекты по реконструкции Звенигородского кремля. 

Наш музей неразрывно связан с «Городком»: его история — одна из тем постоянно действующей экспозиции. По территории Кремля и Успенскому собору проводятся экскурсии, очень популярные у туристов и гостей города. Звенигородский музей может стать гарантом охраны этого места. Особенно, если его территория будет включена в единый музей-заповедник, научная концепция которого уже давно разработана.