ПроДЕМОНстрируй это!

Елена ЛИТОВЧЕНКО

17.09.2014

?лега Комова, авторская рукопись «Слова о Пушкине» Фазиля Искандера. Жемчужиной выставки «Дары музею» стал неизвестный рисунок Михаила Врубеля: акварельный эскиз к поэме Лермонтова «Демон». 

Как известно, художника манил «дух изгнанья». Демон — герой его живописных полотен, черных акварелей и карандашных набросков. В 1890-х Врубель выполнил более 30 рисунков к поэме: все они были заказаны для юбилейного (к 50-летию гибели Лермонтова) собрания сочинений поэта. Правда, в издание вошли далеко не все. Вероятно, неизвестный рисунок как раз из их числа. Композиция предполагает наличие двух персонажей. Стало быть, перед нами только часть диптиха. Но где находится вторая половина, которая должна изображать Тамару, пока неизвестно.

Изначально рисунком Врубеля владела испанская красавица Каролина Кодина, более известная как Лина Прокофьева — первая жена Сергея Прокофьева и прототип принцессы Линетт из его оперы «Любовь к трем апельсинам». Кроме общей фамилии, с композитором ее связывали двое сыновей и почти два десятилетия супружеской жизни, которая закончилась в 1941 году с уходом Сергея Сергеевича из семьи. Потом были арест, Лубянка, приговор к 20 годам строгого режима, восемь лагерных лет на Колыме, откуда Лина вернулась после смерти Сталина уже вдовой Прокофьева — официально они не были разведены.

Рисунок Лина приобрела в конце 1930-х у московского коллекционера. Раритет покинул страну вместе с владелицей в 1974 году и хранился в Англии, в семье ее младшего сына, Олега Прокофьева. Затем перешел к внуку, Сергею Прокофьеву — философу, поэту, публицисту, одному из лидеров всемирного антропософского движения. Оно было популярно в начале XX века, среди его активных приверженцев в России значились поэт Андрей Белый и его первая жена Ася Тургенева, которые принимали участие в строительстве первого «Гётеанума» — знаменитого антропософского храма в швейцарском Дорнахе. 

Неудивительно, что со временем именно сюда переехал Сергей Олегович. Его вдова Астрид Прокофьева рассказала корреспонденту «Культуры»: «Муж сам был художником, неплохо разбирался в живописи и знал, что акварель надо хранить в полутемном месте. Мы поместили работу в скромную рамочку, и я каждый день смотрела на «Демона», от которого исходила особая энергия. Любовались им и наши гости. Правда, иностранцы вряд ли способны понять всю скрытую в картине мощь. Видимо, к такому же выводу пришел и мой муж, потому и решил вернуть шедевр Врубеля России».

Из Дорнаха Прокофьев выезжал с лекциями по всему миру, в том числе и в Москву, где существует возрожденное им антропософское общество и работает единственный в мире музей Андрея Белого. Заведующая «Мемориальной квартирой Андрея Белого» (филиал Государственного музея А.С. Пушкина) Моника Спивак пояснила «Культуре»: «Сергей Олегович неоднократно бывал в нашем музее, выступал с лекциями, дарил свои книги. Тем не менее его желание передать нам семейную реликвию оказалось полной неожиданностью. Да и не знали мы, что у него хранится работа Врубеля, да еще «Демон». Сергей Олегович выбрал наш музей, так как опасался, что работа «затеряется» в больших собраниях типа Третьяковской галереи. Кроме того, рисунок Врубеля отражает дух символизма и духовные поиски Андрея Белого — писателя, мистика и антропософа».

Встреча Моники Спивак с Сергеем Олеговичем, когда он и передал музею обещанный рисунок и еще несколько меморий, состоялась в Дорнахе 26 июля 2014 года, за несколько дней до его ухода из жизни после тяжелой продолжительной болезни. Дальнейший путь неизвестного Врубеля на родину был непрост, но это уже другая история. Прежде чем навеки поселиться в гостиной «Мемориальной квартиры Андрея Белого» на Арбате, «Демон» предстанет на выставке, посвященной 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова «Мой дом везде, где есть небесный свод…». Экспозиция откроется 18 сентября в залах пушкинского музея на Пречистенке, 12/2.