Музей, еще музей!

Августин СЕВЕРИН

13.09.2019

В экспоцентре московского парка «Сокольники» прошла выставка «Частные музеи России. Самородки России». Участие в форуме приняло около сотни учреждений из 25 регионов РФ. Инициаторы мероприятия — образованная в конце прошлого года Ассоциация частных музеев страны и федеральное Министерство культуры.

— Количество негосударственных музеев нам неизвестно до сих пор, — признается глава Департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов. — Есть четкое юридическое определение музея: это некоммерческое учреждение, созданное собственником в целях сохранения, изучения и публичного представления предметов и коллекций, включенных в Музейный фонд Российской Федерации.

Однако с частными собраниями отнюдь не все так гладко, и дело даже не в том, что в них представляет собой историческую или художественную ценность, а что — нет. Зачастую владельцы коллекций вообще не пытаются регистрировать артефакты. Не случайно организаторы выставки провели сразу несколько круглых столов, центральной темой которых стали правовые основы существования экспозиций и методы хранения экспонатов.

— Чтобы раскрутить интерес к проекту, съездили в экспедиции: две — в сторону Севера, одна — на Юго-Запад, — рассказал глава Ассоциации частных музеев, директор расположенного в «Сокольниках» Современного музея каллиграфии Алексей Шабуров.

Итогом путешествий стал видеоматериал для документального сериала, первую часть которого, 26-минутный ролик, смонтировали к началу форума. В планах еще девять серий. Кроме того, создан каталог 450 частных музеев России.

— Готовили его три года, он выглядит как Красная книга. И действительно, частные музеи стоило бы занести в Красную книгу, — добавил глава ассоциации.

Большинство экспонентов форума — москвичи. Свои раритеты показали, в частности, Булгаковский дом, очаковский Музей традиционных русских напитков, музеи «Стрелецкие палаты», «Забавушка», автомузей «Моторы Октября».

— Собрать коллекцию раритетов XVIII столетия в нашем веке очень непросто, — утверждает руководитель «Стрелецких палат» Елена Синицина. — Поэтому мы запустили проект «Музейное посольство», к нам приезжают с выставками коллеги из разных городов России.

На своем стенде «стрельцы» представили костюмы из сериала «Годунов».

— Они выполнены как музейные предметы. Костюмер, которая их делала, полтора года провела в ГИМе, изучая оригинальную одежду той эпохи, — заверила Синицина.

— Наша главная задача — познакомить детей с русской народной игрушкой и помочь мастерам, — сообщил директор «Забавушки» Алексей Санкин. — Ребята, которые к нам приходят, участвуют в интерактивных программах и обязательно получают в подарок игрушку. Экспонаты мы заказываем в Тульской, Пензенской, Липецкой, Орловской областях. Работаем преимущественно с потомственными умельцами. К сегодняшнему дню собрали все виды традиционной игрушки, когда-либо созданные на Руси.

В коллекции — изделия из глины, дерева, соломы, тряпичные куклы, больше 10 тысяч экспонатов, с ними разрешается поиграть. Смысл затеи, по словам Алексея Санкина, в том, чтобы окунуть современное юное поколение в мир наших предков.

— Мы — небольшой частный музейчик, работаем исключительно с экскурсиями, — скромничает экскурсовод столичного Музея Мюнхгаузена Никита Макеев. — Наши посетители — дети. Сначала мы их удивляем, рассказывая, что барон — реальное историческое лицо, жил в Германии, служил в Русской армии. А затем переходим к фантазиям Мюнхгаузена и разным чудесам, которыми сопровождалась его жизнь.

Господин Великий Новгород отправил на выставку коллекцию каменных жерновов. Прослужив своим хозяевам десятки лет, они и сейчас готовы к использованию.

— Музеем мы стали называться в мае, поначалу это была частная коллекция, — вспоминает собиратель артефактов Владимир Львовский. — Все наши жернова — оригинальные. Находили их на территории Новгородской и Тверской областей, как правило, в селах, где стояли водяные мельницы. На сбор коллекции ушло более 20 лет, теперь в ней более 115 жерновов и точильных камней. Это остатки местной древней земледельческой культуры.

Активное участие в форуме приняла Архангельская область.

— В нашем регионе восемь зарегистрированных частных музеев, три из них представлены в «Сокольниках», — рассказала вице-губернатор области Елена Кутукова. — Это музеи каргопольской игрушки, просто игрушки и музей поморской козули (традиционных архангельских пряников. — «Культура»). Наши музеи проводят свадьбы в старинных храмах по обрядам XVII–XVIII веков, сохраняют традиции резьбы по дереву, плетения бересты, изготовления глиняной игрушки.

Рядом — стенд орловского Музея коллекционных кукол. На витрине — миниатюрные изваяния вполне узнаваемых людей, в основном деятелей поп-культуры второй половины прошлого века.

— Коллекция интересна современными куклами — Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди, Элвис Пресли, Фредди Меркьюри. Плюс более 60 кукол — герои фильма «Унесенные ветром», — отметила хозяйка музея Наталия Алешина. — Посетителям рассказываем биографии знаменитостей, перипетии их жизней, историю костюмов. А вот — изображение Ивана Сергеевича Тургенева, оно появилось к 200-летию со дня рождения писателя, широко отмеченному на Орловщине. Еще есть Анна Павлова и диккенсовский Скрудж — мои первые авторские работы.

Тверь порадовала посетителей Музеем козла. Оказывается, столетиями народным прозвищем тверичей было «тверские козлы». Но в середине ХХ века слово «козел» приобрело резко негативный оттенок. Основатели оригинальной коллекции пытаются реабилитировать животное. Оно, по их мнению, «символизирует силу, лидерство, богатство, упорство в достижении цели».

Также в «Сокольниках» временно расположились музеи: Ледового побоища из Псковской области, князя Александра Невского — из Санкт-Петербурга, компьютеров и калькуляторов — из Мурома, «Чудесная вышивка — Паха Тере» — из Чувашии, единственный в России ярославский Музей эмальерного искусства «Эмалис», наконец, подмосковный Best Type Writer, где собрано более пятисот пишущих машинок. Вполне возможно, что проведение подобных выставок станет традицией, во многом это зависит от самих владельцев собраний.

— Посмотрим, к чему будут стремиться частные музеи. Если обнаружим стремление к движению вперед, то, конечно, поддержим его, — пояснил «Культуре» Алексей Шабуров.


Фото на анонсе: Кирилл Зыков/mskagency.ru