Третьяковка соображает на троих

Татьяна СТРАХОВА

27.08.2018

В новом сезоне Третьяковская галерея откроет масштабные выставки трех знаменитых художников — ​Ильи Кабакова, Михаила Ларионова и Архипа Куинджи.

Так галерея национального изобразительного искусства решила отметить 125-летие со дня передачи музея городу.

Каждое из имен на афише наступающей осени — ​знаковое для отечественного искусства. Кабаков — ​один из самых известных на Западе художников российского происхождения, ключевая фигура московского концептуализма и звезда мирового уровня. Экспозиция откроется в сентябре в Новой Третьяковке: творческий тандем Ильи и Эмилии Кабаковых завершит в Москве турне, включившее Лондон и Санкт-Петербург. «Это первая в Москве ретроспектива великого художника Ильи Кабакова, — ​заявила гендиректор ГТГ Зельфира Трегулова. — ​Знаковый для нас проект мы делали вместе с двумя другими великими музеями: Галереей Тейт Модерн в Лондоне и Государственным Эрмитажем». При этом, по словам Трегуловой, в каждом месте экспонирования были свои особенности. Так, «Красный вагон» и другие инсталляции из собрания Эрмитажа не могут покидать его стен. А ряд вещей, показанных в Тейт, невозможно привезти в Россию из-за эмбарго на межмузейный обмен между РФ и США. «Мы постарались заменить их работами, которые удалось получить из зарубежных и российских частных собраний», — ​сообщила директор ГТГ, подчеркнув, что одна из инсталляций в составе предстоящей выставки не демонстрировалась ни в Лондоне, ни в Петербурге.

Более того, с этим проектом связан «важный этап в развитии музея», подчеркивает Трегулова. Такая оценка связана с решением Кабаковых передать галерее мастерскую, расположенную в знаменитом здании Страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре. Здесь откроется музейное пространство и дискуссионный клуб, который будет собираться в легендарной студии — ​«гнезде» концептуалистов.

Еще в конце 1960-х на гонорары, полученные за успешное оформление детских книг, Илья Кабаков выкупил студию у Союза художников. Мэтр, чьи «взрослые» работы тогда не допускались на выставки, часто проводил приватные показы своих произведений и картин друзей, и мастерская вскоре стала знаменитым местом в артистической среде. Именно здесь в 1980-е годы были созданы популярные ныне инсталляции Кабакова на тему быта советских «коммуналок». Самая известная из них завершила показ национального искусства на выставке «Россия!» в Нью-Йорке‑2005 — ​«Человек, который улетел в космос из своей комнаты». В мастерской прижизненного классика планируется открыть музей московского концептуализма. Там «будут вещи того времени, когда в ней работал Кабаков», — ​сообщила Трегулова, особо поблагодарив Кабаковых «за то, что они согласились передать нам в дар для экспонирования три произведения».

Живущие ныне в США супруги устроили ряд «персоналок» в России: в Эрмитаже, Центре современного искусства «Винзавод», Третьяковской галерее, Музее современного искусства «Гараж». К огорчению поклонников, сам маэстро, по словам Эмилии, в Москву на вернисаж не приедет: в этом году ему исполняется 85 лет, и он уже не посещает свои выставки, развернутые по всему миру.

Другой важнейший осенний проект посвящен Михаилу Ларионову. Один из пионеров русского авангарда начал радикальную деятельность в искусстве раньше, чем трое ныне признанных великими «отцов-основателей» — ​Кандинский, Малевич и Татлин. Однако Ларионов вместе с женой и соратницей Наталией Гончаровой еще до революции уехал в Западную Европу. Пара оказалась оторвана от Родины и от отечественного зрителя, знающего этих авторов гораздо хуже Серова, Шагала или, скажем, Петрова-Водкина. Впрочем, именно ГТГ хранит огромный пласт наследия Ларионова и Гончаровой. На базе этой коллекции галерея планировала создать отдельный филиал. К сожалению, пока задумка не осуществилась, зато для российской публики нынешняя выставка станет открытием крупнейшего художника. Проект стартует 19 сентября в том же здании Новой Третьяковки, что и ретроспектива Кабакова, для которого, по словам Трегуловой, Ларионов — ​«самый важный русский художник. Мы надеемся, что эти две экспозиции покажут начало важнейших художественных процессов ХХ века, то, как они отражаются в творчестве Ларионова, и логическое их продолжение — ​в творчестве Кабакова», — ​пояснила директор ГТГ. Галерея надеется собрать воедино «знаковые произведения Ларионова из российских и зарубежных музеев, частных собраний». Свои экспонаты пришлют и парижский Центр Помпиду, лондонские Музей Виктории и Альберта и Галерея Тейт Модерн, венская «Альбертина».

Имя Архипа Куинджи зрителям отлично известно. Вместе с тем нельзя считать, что его творчество знакомо публике во всех подробностях. Новый проект покажет Куинджи как художника и философа, стремившегося передать через пейзаж важнейшие темы бытия и состояния человека. Уже в начале октября выставка откроется в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. «Мы надеемся, она заставит зрителей по-новому взглянуть на этого очень популярного художника и понять, что знаменитые эффекты, которые он использовал в своих очень необычных картинах, — ​не самоцель, а попытка отразить серьезнейший метафизический смысл, который, как он полагал, разлит в природе», — ​отметила Трегулова.

А откроет осенний сезон Третьяковки ее дебют в парке «Зарядье» в самом начале сентября, и он тоже будет связан с пейзажем. Выставка «Изображая Россию», по словам Зельфиры Трегуловой, станет первым проектом Третьяковской галереи в этом пространстве и, возможно, не последним. Экспозиция включит произведения, где Россия изображается «как страна, где сочетаются самые различные географические пояса», пояснила директор ГТГ.