Выставка достижений нашего кино

Алексей КОЛЕНСКИЙ

20.10.2017

В 36-м павильоне ВДНХ открылся Государственный центральный музей кино.

Храм десятой музы можно уподобить птице феникс. С конца двадцатых годов он существовал в виде гохрана при Академии художественных наук, упраздненной в 1932-м. Часть ценнейших материалов — киноаппаратов, афиш, сценариев, эскизов — оказалась утрачена. После войны по ходатайству Сергея Эйзенштейна был учрежден национальный киноархив Госфильмофонд, но вопрос с организацией общедоступной экспозиции так и оставался нерешенным. Долгострой на Красной Пресне завершили лишь в конце восьмидесятых. И, наконец, к столетию Чарли Чаплина, 31 марта 1989-го, Центральный музей кино открылся премьерой первого фильма новой коллекции — «Великим диктатором».

Вскоре монументальное здание за вестибюлем метро «Краснопресненская» стало Меккой киноманов и мастеров экрана. С середины дня до позднего вечера в десяти залах крутили фильмы, проводились тематические ретроспективы, творческие встречи и международные семинары, не смыкал глаз научный отдел. В 2001-м институции был присвоен статус Государственного, а спустя четыре года кино внезапно кончилось. Музей лишился площадей, фильмы и документы сослали в павильоны «Мосфильма». Часть показов перенесли в Дом кино, другую — в Центральный дом художника, от прежней роскоши остались лишь светлые воспоминания.

И вот долгожданное новоселье на ВДНХ в бывшем павильоне «Водное хозяйство». «В современном комплексе мы видим движение времени, застывшее в архитектуре. Это сродни идее кинематографа, «запечатлевающего время» на кинопленке», — комментирует идею музейного комплекса арт-директор музея Катя Бочавар. На пяти тысячах квадратных метров здесь разместились три кинозала с цифровыми и пленочными проекторами, а также аудио- и видеогидами, шесть выставочных зон, научно-образовательный центр, библиотека, медиатека, кафе и единственная постоянная часть экспозиции — «Научно-мемориальный кабинет Сергея Эйзенштейна» с личными вещами, рисунками, рукописями и крутящимися нон-стоп лентами советского классика.

«Для кинематографистов мы хотели бы стать профессиональной базой, зрителям — вернуть любовь к отечественному кинематографу, а фильмам — заинтересованную аудиторию. И если говорить о стране в целом, нам бы хотелось, чтобы кинематограф приблизился к тем образцам, которые мы храним, — направлял, учил и поддерживал!» — делится планами директор музея Лариса Солоницына, выдержавшая длительные дискуссии с многочисленными критиками проекта. Последние сетовали главным образом на удаленность 36-го павильона. Со временем эта проблема будет решена организацией регулярных автобусных рейсов, а пока добраться до музея можно на курсирующей между станциями метро «ВДНХ» и «Ботанический сад» 533-й маршрутке. Куда более важен вопрос о расширении и пополнении экспозиции.

Выставки, представленные на открытии, дарят надежды на вечный праздник кино. «Лабиринт истории» знакомит с главными вехами развития отечественного кинематографа от дореволюционных до перестроечных лет.

Цель — создание эффекта присутствия при помощи разнообразных интерактивных аттракционов. Экспозиция «Анна. Прибытие поезда» приурочена к 140-летию завершения публикации великого романа Льва Толстого. Здесь представлены костюмы, плакаты, фотоматериалы и эскизы из отечественных экранизаций «Анны Карениной». В коллекции «Кино — это звезды» — фотопортреты любимых актеров советского кино. Они же засияют на экранах музея.

В пятницу, 20 октября, все желающие смогут увидеть «Долгую счастливую жизнь» Геннадия Шпаликова, «Летят журавли» Михаила Калатозова и «Анну Каренину» Татьяны Лукашевич с Аллой Тарасовой и Павлом Массальским 1953 года. Начало сеансов в шесть и восемь часов вечера. Расписание — на сайте www.museikino.ru. 


Фото на анонсе: Пресс-служба музея