Что за прелесть этот Домик

Никита КЛИН

12.10.2017

Государственный музей А.С. Пушкина отмечает 60-летие. Подарком зрителям стала выставка «Нащокинский домик: путешествие из Петербурга в Москву».

Приходилось ли вам видеть рояль прославленной фирмы «Фишер», на котором можно играть лишь с помощью вязальных спиц — клавиши слишком малы даже для самых изящных дамских пальчиков? А мебель от знаменитого Гамбса, которая под стать детским куклам? Если нет, спешите в Государственный музей Пушкина на Пречистенке, где эти раритеты теснятся в стенах «Нащокинского домика». Уникальная реликвия впервые за много лет привезена из Петербурга в Белокаменную: дар Всероссийского музея Пушкина столичному собрату к его юбилею.

«Не дом, а игрушечка!» — писал современник. Это была первая в России модель реального обжитого жилища (не путать с архитектурными макетами). Многих восхищал замечательный образец декоративно-прикладного искусства, продолживший европейскую традицию создания миниатюрных зданий, дворцов и даже городов. Подобные артефакты, известные с конца XVII века, можно увидеть в немецких и голландских коллекциях. Например, Рейксмузеум в Амстердаме славен не одним лишь Рембрандтом. Самыми популярными экспонатами считаются кукольные домики с копиями бытовых предметов; к ним нередко стоит очередь из желающих рассмотреть детали. Одна из вещиц 1690 года имеет не только жилые покои, но и кабинет искусств, коллекцию картин, библиотеку из крошечных книг. А самым масштабным является «Монплезир» в Арнштадте (Тюрингия) — целый кукольный город княгини Августы Доротеи фон Шварцбург: 26 домов, 84 комнаты, 411 фигурок.

Узнав о заморских диковинах, друг Пушкина Павел Воинович Нащокин еще в 1820-е годы загорелся идеей скопировать в масштабе один к семи свою московскую квартиру со всей обстановкой. Вероятно, она располагалась в Воротниковском переулке, где нередко останавливался и Пушкин, но исследователи сомневаются: «Войныч» часто менял адреса. Не исключено, что «строительство» началось еще в то время, когда Нащокин жил в Петербурге. Чета Пушкиных увидела Домик в Белокаменной вскоре после свадьбы.

У Нащокина бывали «звезды» из мира литературы и искусства: Жуковский, Баратынский, Щепкин, Карл Брюллов... Именно в его квартире впервые прочел «Мертвые души» Гоголь, хлопотавший о судьбе «Войныча» после разорения. А Пушкину, ценившему в друге строгого критика, последний поведал историю обедневшего белорусского дворянина Островского — она легла в основу повести «Дубровский».

Широкая и неуемная натура, Нащокин заказывал вещицы лучшим мастерам. Количеством сохранившихся предметов (611) модель не превзошла аналоги, но в ней, по отзывам ученых, столько предметов пушкинской эпохи, сколько не найдешь ни в одном литературно-мемориальном музее, рассказывающем о событиях первой трети XIX столетия. И ведь это не бутафория. Пистолет длиной в 4,4 сантиметра умеет стрелять, самоварчик — кипятить воду, масляную лампу с грецкий орех можно зажечь, а на особой сковородке — обжарить зерна кофе.

Домик вобрал в себя многие приметы бытовой культуры дворянства. И все-таки легендарным его сделала не «полнота картины» и не баснословная сумма в 40 тысяч рублей, уплаченная за «игрушечку»: хватило бы на настоящую усадьбу. Главное, артефакт оценил сам Пушкин. Более того, Нащокин собирался «отписать» вещицу его жене Наталье Николаевне, но не успел — влез в долги, заложил сокровище, да так и не смог выкупить.

А ведь Александр Сергеевич будто видел своих детей играющими c диковинкой. Трижды упомянул о ней в письмах к Натали из Москвы. Впервые — 8 декабря 1831 года: «...что за подсвечники, что за сервиз! он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку, и судно, на котором испразнится разве шпанская муха». А последний раз — 4 мая 1836-го: «Домик Нащокина доведен до совершенства — недостает только живых человечиков. Как бы Маша (дочь Пушкиных. — «Культура») им радовалась».

Кстати, выросшая Маша — Мария Александровна Гартунг — является героиней другой выставки ГМП, развернутой в Мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате. Экспозиция помогает зрителям окунуться в атмосферу прошлого. Как открывший юбилейный сезон проект «С ружьем и лирой. Охота и русская литература», охватывающий творчество писателей с XVIII до ХХ столетия — от Сумарокова до Вампилова.

Столичный музей создавался практически с нуля: 60 лет назад коллекция начиналась с пожертвований москвичей. Арбатских старожилов вдохновляла мысль, что теперь и в Первопрестольной, на родине, великий поэт обретет дом. С тех пор ГМП разбогател и разросся — появился филиал на Старой Басманной улице. И проходящая там выставка «Что за диковинка?» (пестрое собрание предметов-загадок из XIX века), как, впрочем, и другие текущие проекты, стала отличным дополнением к главной сенсации сезона — Домику Нащокина, в деталях воспроизводящему житейские привычки современников Пушкина.


Фото на анонсе: Пресс-служба музея