Елена Саенкова: «Запад многим обязан византийскому влиянию»

03.02.2017

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Итоговым мероприятием перекрестного Года России и Греции станет выставка «Шедевры Византии» в Третьяковской галерее, где покажут уникальные экспонаты из греческих музеев. Познакомиться с памятниками великой империи можно уже с 8 февраля. Накануне вернисажа «Культура» побеседовала с куратором, сотрудником отдела древнерусского искусства ГТГ, кандидатом искусствоведения Еленой Саенковой.

культура: Как готовился проект?
Саенкова: Мы хорошо знаем греческих коллег по совместным научным проектам, следим за их публикациями. И мы давно стремились к более тесным контактам, которые позволили бы обмениваться и выставками, и опытом в изучении средневековых памятников. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, многие музеи Эллады обладают первоклассным оборудованием и практикуют уникальные методы исследований, которые нам очень интересны. В последние годы в Третьяковской галерее большое внимание уделяется изучению шедевров византийского и древнерусского искусства, хранящихся в нашем собрании. Вы могли заметить, что на телевидении и в печати регулярно появляются сюжеты о наших реставраторах и искусствоведах, открывающих новые страницы в истории таких всемирно известных шедевров, как «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева и «Богоматерь Владимирская».

В этой связи перекрестный Год между нашими странами оказался очень кстати, поскольку греческие коллеги также заинтересованы в тесных контактах, в наших консультациях в отношении хранящихся в их собраниях наших икон. 

Первоначально мы думали об одной экспозиции, а в итоге получилось три, причем две прошли в Греции. В мае Владимир Путин и Алексис Ципрас открывали выставку иконы «Вознесение» Андрея Рублева в Музее византийского и христианского искусства в Афинах Затем в том же музее показали русские иконы и деревянную скульптуру XV–XIX веков. Теперь же настала наша очередь принимать гостей.

Великомученик Георгий, со сценами жития. Святые Ирина и Екатерина. Двусторонняя икона. XIII век

культура: Сколько будет экспонатов?
Саенкова: Выставка небольшая: приедет 18 памятников из Византийского и Христианского музея, музея Бенаки и частной коллекции Э. Велимезиса и Х. Маргаритиса. Памятники древние, уникальные, некоторые очень редко покидают родные музеи. Составив список, мы с трепетом ожидали ответа греческой стороны, и очень благодарны коллегам за их положительный ответ. Самый древний экспонат на нашей выставке — большой серебряный крест рубежа конца X века — времен Крещения Руси: у нас не сохранилось таких предметов. А самая ранняя икона на выставке — «Воскрешение Лазаря» XII века. Создана в период правления династии Комнинов, когда был выработан наиболее рафинированный стиль живописи. Покажем и образцы декоративно-прикладного искусства: шитый воздух — покров на Святые Дары, две уникальные кацеи-кадильницы. В целом в Москве подобная выставка из греческих музеев проводится впервые. 

культура: О чем это может рассказать зрителю ?
Саенкова: К примеру, о встрече восточной и западной традиций может поведать деревянный рельефный образ святого Георгия — всего в мире существует три таких памятника. Техника резьбы по дереву совершенно нетипична для Византии. Здесь же ощущается влияние мастерских крестоносцев: они возникли после захвата Константинополя в 1204 году, когда империя на полвека распалась на несколько государств. Сплав традиций византийской иконографии и западной культуры — первое творческое общение византийских и европейских мастеров, которое дало очень интересный результат. 

культура: К вопросу о влиянии: в Галерее Академии в Венеции есть итальянские иконы, невероятно похожие на греческие...
Саенкова: Равенна, а затем и Венеция входили в так называемый Равеннский экзархат, вплоть до VIII века подчинявшийся византийским императорам. И византийские традиции, в том числе живописные, сохранялись долго. По этой причине после падения Константинополя греческих мастеров с распростертыми объятиями принимали в жемчужине Средиземноморья. Кто-то из них продолжал работать в прежней манере, называвшейся «манера грека», и на такие иконы существовал спрос. Другие писали в «манере латина», заимствуя некоторые западные образцы и приемы письма. А некоторые, как Эль Греко, пытались стать европейскими мастерами. 

Христос Пантократор «Премудрость Божия». Икона. Конец XIV века

культура: Что стало с константинопольским наследием после завоевания города османами в 1453-м?
Саенкова: Древних икон там почти не осталось. Лишь те памятники, которые были написаны столичными художниками для храмов Афона, Греции, Древней Руси, Сербии. Фрески и мозаики частично сохранились в церквях, которые превратили в мечети: сами изображения при этом оказались закрашены. Много интересного уцелело в греческих семьях, кое-что затем попало в Грецию после Лозан­нского соглашения 1923 года, когда между Турцией и Грецией состоялся обмен населением. На нашей выставке есть предметы с такой сложной судьбой — это рукопись Евангелия, созданная в императорском скриптории в конце XIII века. 

культура: Русская иконопись «родилась» из византийской. Где начинается наше своеобразие?
Саенкова: Византийский образ всегда был эталоном для русских иконописцев, стремившихся подражать своим учителям. Однако не всем нашим мастерам было под силу равняться на столичный образец, и не все стремились к этому. И появляются другие, не менее интересные традиции, например новгородская икона. Художественные процессы русской культуры прекрасно представлены в экспозиции Третьяковской галереи. Обратите внимание на иконы, созданные для новгородских храмов в XII–XIII веках. Среди них есть прекрасные утонченные «византинизирующие» образы, а есть и другие — более яркие, декоративные, написанные на красном фоне. Многое зависело и от того, каким «арсеналом» красок обладал мастер. Ведь некоторые пигменты были привозными. Если в византийской иконописи мафорий Богородицы часто голубого цвета, то на Руси предпочитали коричнево-вишневый цвет по очень простой причине: лазурит стоил безумно дорого.

Богоматерь с Младенцем. Икона. Начало XIII века

Надо учитывать, что и само византийское искусство не было однородным, существовала не только классическая столичная культура, но и многочисленные провинциальные мастерские. Примером работы такой мастерской может служить икона Богоматери из греческого города Верия. Очень простая, выполненная только двумя красками, но необыкновенно выразительная. Она удивительно похожа на псковскую иконопись. 

Возвращаясь к своеобразию русской иконы. Еще раз предлагаю зрителю, осмотрев выставку, пройти в залы древнерусской живописи и самому провести параллели. Сравнить Ангелоса Акотантоса с почти современным ему Андреем Рублевым. 

культура: Правда ли, что на Западе византийское искусство сейчас пользуется большим спросом?
Саенкова: В Европе оно ценится с давних пор. Столь любимая всеми Венеция щедро украшена памятниками, вывезенными из Константинополя. А в наши дни выставки византийского искусства — всегда масштабные события в культурной жизни Америки и Европы. К ним издаются роскошные каталоги, адресованные и специалистам, и любителям древности. К несчастью, интерес музеев и частных коллекционеров активизировал рынок подделок. Ситуация такова, что качественно выполненная вещь может поставить в тупик даже хорошего специалиста. Увы, пока не существует универсальных методов определения подделок. В настоящее время они готовятся особенно тщательно, в течение многих лет, с использованием натуральных пигментов — красок, которыми работали средневековые мастера. Рыночная стоимость каждой вещи оценивается в сотни тысяч евро. По этой причине так важны исследования и технологии, позволяющие отличить подлинник от подделки. 

Причащение апостолов (фрагмент композиции). Воздух. Конец XIII – начало XIV века

культура: Выставку ждет успех?
Саенкова: Византийское искусство — особое, оно требует времени, для того чтобы постичь памятник. Эти вещи нельзя смотреть бегло, за пять минут. В древности считалось, что через познание красоты лежит путь к познанию Бога. 

Обратите внимание на образ Распятия, созданный в Константинополе в XIV веке. На золотом фоне парит Крест со Спасителем, а рядом Богоматерь и Иоанн Богослов в синих одеждах. Посмотрите, как мастер владеет цветом, какие тонкие градации создает, оцените виртуозность рисунка — все это может быть интересно любому зрителю вне зависимости от его религиозных взглядов.

К сожалению, часть отечественной публики воспринимает икону только как предмет церковного обихода, отдавая предпочтение европейским мастерам и абсолютно не задумываясь о том, что они также творили для храмов и церквей. Кстати, проведите параллель между историей Византии и Запада, и вы поймете, сколь многим европейская культура обязана исчезнувшей империи.

Нами подготовлена обширная образовательная программа: лекции, экскурсии. К концу февраля будет издан каталог выставки. 

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть