Чугунная хватка

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

06.10.2016

В Музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Искусство, рожденное огнем. Художественное литье Урала XVIII–XXI веков». Экспозицию, демонстрирующую одну из визитных карточек России и занявшую два этажа Сытного двора, готовили несколько лет.

В итоге здесь собрали более полутора тысяч предметов из 20 музеев страны, в том числе из Государственного исторического и Эрмитажа. В проекте также приняли участие 13 коллекционеров и два антикварных салона. И, конечно, в «Коломенское» прислали произведения из города Касли — самого знаменитого чугунолитейного центра России.

Канделябры, бюсты, вазы, статуэтки, письменные приборы — чтобы рассмотреть всю эту красоту, понадобится несколько часов. «Жаль, что мы не работаем допоздна», — сочувственно говорят смотрители перед закрытием. «Жаль, что вы не успели все этикетки напечатать», — не без иронии отвечают посетители. Некоторые подписи и вправду пока отсутствуют, но понять, что именно перед вами, несложно. Время тоже легко угадывается. Вот, например, бюст Путина в первом зале. Кстати, именно с нулевых начинается рассказ о русском художественном металле.

— Можно присесть? — спрашивает взлохмаченный мужчина, останавливаясь у каслинского садового дивана 2009 года производства.
— Он для этого и предназначен. Только холодноват, — отзывается работница музея. — Красивый, правда? У меня на даче похожий.

Гость оценивающе разглядывает ажурный экспонат и хмуро заключает: 

— Наверное, стоит, как гектар земли.

Прочие периоды представлены формами помельче. Скажем, 70–80-е показаны через статуэтки — Пушкина, Горького, Маяковского, Гоголя. Хотя встречается и Юдифь с головой Олоферна, а также три богатыря, Буратино, Робинзон Крузо, динозавры и даже Волк из «Ну, погоди!»...

Отдельный раздел посвящен теме спорта — от «Боксера» начала 30-х до «Штангиста» 1986 года рождения. Радует глаз молодая труженица, занимающаяся физкультурой, — «Производственная гимнастика», 1965.

Конек выставки — фигурки вождей. Чугунный Ленин — в кепке и без, с рукой в кармане или простирающий ее в сторону светлого будущего. Рядом бюст улыбающегося в усы Сталина. Есть и неканонический образ: стремительно шагающий вождь народов с направленным на зрителя указательным пальцем — в этом жесте каждый увидит свое. Массовку создают прочие герои того времени. Ворошилов на коне, Зоя Космодемьянская, Чапаев, Карл Маркс, Дзержинский (здесь его впору назвать чугунным Феликсом) и даже Троцкий.

Параллельная вселенная — на втором этаже, где расположились экспонаты XIX века. Элегические пейзане, наездницы, идущие по грибы дети, летящие тройки, охотничьи сцены и нежно любимая в те времена анималистика — лошади, собаки, олени, медведи. Снова бюсты вождей (на сей раз императоров) и бесчисленные канделябры... Особая гордость — предметы, демонстрировавшиеся на Всемирной выставке 1900-го в Париже. Среди них аллегорическая скульптура «Россия» Николая Лаверецкого, завоевавшая большую золотую медаль. Ее двухметровая копия сегодня стоит в Екатерининском зале Кремля. По легенде после выставки президент Франции Эмиль Лубе захотел купить каслинский павильон вместе со всей коллекцией чугунного литья, в том числе и работой Лаверецкого. Ответом ему было: «Россия не продается».

Что до самого павильона, то каслинцы получили за него Гран-при. Ажурный дворец в византийском стиле дружно был признан шедевром, а русские чугунных дел мастера — лучшими в своей области. Тут они обогнали немцев, у которых когда-то учились, — художественное литье на Каслинском заводе началось с внедрения германской технологии, в качестве образцов использовали привезенные из Берлина отливки. Со временем заморское искусство превратилось в «исконно» русское.

При этом заоблачное мастерство соседствовало с безалаберностью. Например, вернувшийся из Парижа павильон в разобранном виде почти 60 лет покоился в ящиках. Сначала бесценный груз был свален во дворе завода, потом «отлеживался» в подвале. Лишь в конце 1950-х ценой неимоверных усилий павильон воссоздали. А в 70-х ЮНЕСКО признало его раритетом — единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции (Екатеринбургского музея изобразительных искусств).

Интересно, что сперва изделия Каслинского завода, основанного в середине XVIII столетия, ничем не выделялись. Здесь в огромных количествах изготовляли рукомойники, утюги, котлы, казаны и прочие сугубо утилитарные предметы. Только в 1820-х стали заниматься художественным литьем — по той самой немецкой технологии. Постепенно каслинцы так развернулись, что затмили остальных уральцев. Начиная с 1870-х не было ни одной всемирной выставки, где бы не участвовали эти мастера. 

В первые десятилетия XIX века какие споры бушевали о роли чугуна в искусстве. Использование «примитивного» металла встречало яростное сопротивление. В 1830-м даже вышла брошюра «О неспособности чугуна для ваятельных или скульптурных произведений». Автором ее значился некий Противочугуннов. Зато за углеродистый сплав вступился Гоголь, выпустивший статью «Об архитектуре нашего времени». «Если целые массы вместо тяжелых колонн очутятся на сквозных чугунных подпорах, — мечтал Николай Васильевич, — если дом обвесится снизу доверху балконами с узорными чугунными перилами, и от них висящие чугунные украшения, в тысячах разнообразных видов, облекут его своею легкою сетью <…> — какую легкость, какую эстетическую воздушность приобретут тогда дома наши!»

Несмотря на споры, к тому времени материал уже вовсю использовался в зодчестве. Например, в начале XIX века в Петербурге установили первый чугунный мост — Поцелуев, через Мойку. Отлили его на Нижнетагильском заводе. А еще раньше, в XVIII столетии, в Северной Пальмире появились витые решетки с Урала. Петра творенье в ту пору из крепости превращалось в город дворцов, и чугунное кружево пришлось как нельзя кстати.

В залах Сытного двора эти роскошные ограды, естественно, не представлены. Зато показаны модели, по которым изготавливались отливки на уральских заводах еще при жизни Петра I. Именно он дал толчок развитию металлургии на Урале. С 1701-го по 1750-й здесь было основано 71 предприятие. К концу века регион уже считался мировым лидером по выработке чугуна и стали. А начиналось все с обыкновенных горшков, котлов и заслонок к печам. 

Полюбоваться ажурным искусством можно до 22 января следующего года — именно столько будет длиться выставка в «Коломенском».