Афродита из Армении

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

17.03.2016

В Историческом музее проходит выставка «Армения. Легенда бытия», где представлены 160 уникальных предметов — от каменного века до конца ХIХ столетия.

Орудия первобытного человека, статуэтки богов бронзового века, христианские святыни, средневековые рукописи и старинные ковры, передающие языческую картину мира: уникальные экспонаты привезены из ведущих музеев Армении и показаны в России впервые. В них — сжатый экскурс в историю, и изучать по ним можно отнюдь не только летопись закавказской страны. 

Вот, к слову, каменные рубила возрастом 500 000 лет. И это отнюдь не первые следы деятельности людей — древнейшая палеолитическая стоянка на армянской территории имеет датировку примерно 1,8 млн лет назад. То были хомо эректусы, предки современного человека. Впрочем, принадлежности сапиенсов на выставке тоже представлены: например, остроконечные орудия, найденные при раскопках Сатани-Дар — «бугра Сатаны». Им «всего» 60–40 тысяч лет...

Что до эпохи бронзы, то самый любопытный экспонат — знаменитый серебряный кубок из Карашамба начала II тысячелетия до нашей эры. По чеканным изображениям на чаше ученые реконструируют быт и легенды того времени: здесь сцены ритуального пиршества, жертвоприношения, битвы непримиримых сторон — копьеносцев с меченосцами — и даже избиение выживших противников. Племенной вождь на сосуде показан в виде сына солнца, перед которым разложены военные трофеи — обезглавленные тела. Другой эпизод рассказывает о мифологических представлениях древних — путешествии в загробный мир. Особо впечатляет вереница безголовых туловищ — это поверженные враги направляются в царство мертвых... Их поджидает Анзуд — полульвица, полуорел, посредник между небом и землей, следствие шумеро-аккадского влияния на регион.

Прочие артефакты эпохи связаны с культом плодородия — статуэтки женских божеств, фигурки быков и овнов. Солярные символы представлены в том числе посредством свастики — вот «огненный крест» на рукоятке ритуальной секиры, что датируется примерно XV веком до нашей эры. Появляется этот архаичный знак и значительно позже Рождества Христова — на коврах XVIII–XIX столетий. Кстати, местные тканые изделия славились далеко за пределами Армении. По одной из версий, слово для обозначения предмета европейцы заимствовали из армянского, где ковер звучит как «карпет». 

В Историческом музее показаны разные виды тканых шедевров. Например, вишапагорги: так называют килимы с символическим изображением вишапов — чудовищ, которые когда-то почитались как духи воды. В Армении до сих пор находят мегалитические каменные изваяния этих божеств. Из языческого прошлого и другой тип ковров — оцагорги — со змеиным орнаментом и непременной свастикой.

Дохристианскую историю страны рассказывают артефакты из Урарту — «забытого царства», открытого лишь в XIX веке. Обратите внимание, например, на доспехи VIII столетия до н.э. с выгравированным клинописным текстом: «Богу Халди, владыке, этот щит Руса, сын Сардури, посвятил ради жизни. Величием Халди Руса, сын Сардури, царь могущественный, царь великий, царь страны Биайнили, правитель города Тушпы». Прочие надписи также прославляют правителей, жертвовавших различные предметы Халди — верховному божеству пантеона. Кстати, для урартской религии характерно понятие триады — в нее, кроме Халди, входили Тейшеба — покровитель войны и Шивини — солнца.

На смену суровым богам Урарту приходят эллинизированные представители древнеармянского пантеона — греческого влияния не избежал никто. Вот голова богини плодородия Анаит — точь-в-точь Афродита. Или Артемида, с которой она и соотносилась. В христианскую пору ее культ уступил место почитанию Богородицы, но имя Анаит и сегодня одно из самых распространенных в Армении.

Кстати, «война религий» здесь началась рано и закончилась безоговорочной победой христианства. Армения стала первой страной, принявшей его на государственном уровне — в 301 году. На месте языческих алтарей стали возводить хачкары — каменные кресты. К слову, их прообразами считаются вишапы — те самые водные божества, которых до сих пор символически изображают на коврах. В ГИМе можно увидеть уникальные хачкары XV–XVI веков. Но центральный экспонат выставки — крест 1746 года с мощами Георгия Победоносца. За остальными святынями придется ехать в Армению.