«Миф о матриархате развенчан»

11.03.2016

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

В Историческом музее проходит выставка «Это было в каменном веке…», которая знакомит не столько с топорами и рубилами (хотя с ними, конечно, тоже), но и с историей представлений о древнейшем периоде. Быт палеолита здесь можно увидеть глазами художников XIX — ​начала XX столетия. О правде и вымысле относительно самой загадочной эры человечества «Культура» поговорила с куратором выставки Екатериной КАШИНОЙ, научным сотрудником отдела археологических памятников ГИМ.

культура: Сильно ли отличались представления людей позапрошлого столетия о палеолите от наших воззрений? Ведь ряд важнейших археологических открытий был сделан позже.
Кашина: Тут надо понимать, что каменным веком тогда занимались коллекционеры, так называемые антикварии. В России это были, как правило, дворяне, случайно находившие артефакты, а потом устраивавшие на своей земле раскопки. Сначала они увлекались скифскими курганами, золотом, греческими склепами Северного Причерноморья… А потом заинтересовались и первобытной историей. Например, в 1879 году на антропологической выставке в Москве большое внимание уделили каменному веку. Кстати, кремневые фигурки, которые мы показываем сегодня, впервые представили именно там. Тогда многие сомневались, что они настоящие. Знаменитый французский археолог Габриэль де Мортилье утверждал, будто это подделки… Считалось, из кремня наши предки изготавливали только орудия, а тут — ​скульптуры ритуального назначения.

Вообще первобытная история виделась как нечто единое и неделимое. Если посмотреть в нашем музее на фриз Васнецова «Каменный век», то можно понять воззрения образованных людей XIX столетия на древнейшую эру. Это полная мешанина. Например, изображены дикие люди в обрывках шкур. А мы точно знаем, что уже в пору верхнего палеолита наши предки искусно шили одежду, похожую на традиционный костюм современных народов Сибири. Климат не позволял ходить в мехе, небрежно перекинутом через плечо. Такой «наряд» совершенно не функционален. Но подобные клише бытуют и сегодня.

культура: Какие еще стереотипы остались и правильно ли представление о каменном веке как о примитивном периоде?
Кашина: Стереотипов очень много. Один из самых распространенных, будто каменный топор к рукоятке привязывали веревкой — ​крест-накрест — ​как это изображено в мультфильме про Флинтстоунов. Ну что можно сделать «перевязанным» орудием? В рукоятке прорезалось специальное отверстие — ​последние находки в Дании тому подтверждение. Вообще, насчет «примитивности» можно поспорить, так как технологии изготовления орудий были достаточно развиты. От того периода до нас дошло очень мало дерева, но немногие артефакты показывают, как искусно люди обращались с этим материалом. То же самое можно сказать о работе с костью.

культура: Насколько верна гипотеза о матриархате? Этнологи, например, опираясь на полевые исследования, ее опровергли.
Кашина: Конечно, нельзя говорить ни о каком матриархате — ​миф давно развенчан. Возьмите, к примеру, общество охотников-собирателей периода голоцена — ​женщина привязана к дому, к ребенку. Это биологически обусловленное явление. Она не может бросить детей и отправиться на поиски пропитания. Роль взрослого опытного мужчины-добытчика оспорить невозможно. Увлечение в научной литературе матриархатом связано в том числе с женским движением. У истоков феминизма в археологии стояла Мария Гимбутас, американский исследователь литовского происхождения. Ее книга, посвященная богиням земледельцев, где она пыталась «воссоздать» матриархальное общество, в свое время пользовалась огромной популярностью.

культура: Как считают археологи — ​когда зародились религиозные представления?
Кашина: Скорее всего, они были уже у предков человека. С того момента, как появляется разум, интеллект, можно говорить и о существовании зачаточных форм религии. Самые первые воззрения связаны с идеей поддержания жизни. Древнейшие ритуалы, наверное, были направлены на возрождение, попытку запустить все по кругу — ​если человек умер, то должен заново появиться, то же самое с животными… Представления о цикличности, которые мы встречаем в разнообразных традиционных культурах, очевидно, отголоски тех древних верований. Вообще мифологическое мышление очень архаично, его истоки надо искать в доисторическом периоде. Другое дело — ​у нас очень мало находок, материалов, по которым можно восстановить картину.

культура: Есть ли предположения — ​когда возникла речь?
Кашина: Это вопрос не к археологам, а к лингвистам и физическим антропологам. Последние, например, разбирают морфологические особенности скелета, выявляют, была ли предрасположенность к членораздельной речи. Что касается знаковой деятельности, то первые свидетельства ее наличия обнаружены у тех же неандертальцев. Хотя есть версии, что она существовала и у более древних гоминидов. Недавно в Южной Африке нашли кусочки охры, которыми могли рисовать наши предки. Возраст этих «карандашей» сто тысяч лет.

культура: Какие последние открытия археологов заставили ученых пересмотреть свои взгляды на каменный век?
Кашина: Понимаете, уже не бывает, чтобы одна находка могла перевернуть представления исследователей. Такое случалось в XIX веке. Сейчас идет, скорее, углубление знаний. Хотя, конечно, есть масса интересных открытий — ​например, в Западной Европе обнаружили неолитические погребения, свидетельствующие о военных столкновениях. Причем с врагами довольно жестоко обошлись — ​археологи нашли трупы с отрубленными конечностями. Что это был за эпизод — ​война за пастбища, за поля? Новые материалы по каменному веку появляются постоянно. Но вопросов больше, чем ответов.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть