15.10.2015
Советское правительство тратило огромные деньги, чтобы купить лучшие из них. Затем, в постсоветский период, работы были заклеймены как официозные, скучные, конформистские, а художников обвинили в том, что они «подсели на иглу госзаказа».
В экспозиции более 400 экспонатов: вазы, гобелены, причудливые сервизы, декоративные панно, забавные фарфоровые статуэтки, изображающие, например, очистку свеклы. Темы, которые поднимаются в работах, соответствуют духу времени: Великая Отечественная война, любовь к Родине, завоевание космических пространств, культ молодости и спорта и даже просвещение населения.
Созданные после эстетической революции рубежа 1950–1960-х, произведения никак не связаны со сталинским ампиром. Наоборот: их отличает строгая, лаконичная форма и символичное, подчас туманное содержание. В подобной ситуации название выставки выглядит почти провокацией — сознательной, как подтвердили организаторы. Ведь под «Большим стилем» обычно понимается искусство 1930–1950-х, на фоне которого работы следующих десятилетий кажутся скромными. Возможно, имелось в виду другое: сама эпоха, когда государство позволяло себе тратиться на масштабные проекты.
Как бы то ни было, передать моменты истории – от футуристичных 1960-х до закатных 1980-х – кураторам удалось. А экспонаты смогли пройти проверку временем и не потеряться вне идеологического контекста.