Два царя — две славных повести

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

19.08.2015

В музее-заповеднике «Коломенское» — экспозиция «Иван Грозный и Алексей Тишайший: диалог двух государей», приуроченная к 370-летию воцарения Алексея Михайловича Романова.

Главная идея выставки — показать, что у государей, одного из которых считали обладателем крутого нрава, а другого, напротив, мягким и добросердечным, немало общего. Прежде всего, их связывали родственные узы. Как известно, первой женой Грозного — умершей, по одной из версий, от отравления — была Анастасия Захарьина-Юрьева. Внук ее брата Никиты — первый царь династии Романовых Михаил Федорович.

Впрочем, Ивана Васильевича и Алексея Михайловича объединяет нечто более важное: взгляды на государственное устройство, культуру, религию. Прежде всего, они существенно расширили территорию страны. Иван Грозный завоевал Казанское, Астраханское, Сибирское ханства. При Алексее Тишайшем  Россия приняла в свой состав Украину, вернула Смоленск. Шло дальнейшее продвижение в Сибирь и на Дальний Восток. Кроме того, оба предпринимали попытки покорить Ливонию, однако окончательно это удалось сделать лишь Петру I. Тем не менее вектор во внешней политике был задан: активное расширение на запад и восток. На выставке можно увидеть карту 1908 года, демонстрирующую рост территории Российской империи начиная с 1462-го. Разглядывая этот документ, понимаешь: многие области, которым недоброжелатели предрекают скорое отделение — та же Сибирь, — уже почти полтысячелетия в составе России...

Экспозиция также рассказывает об отношении двух государей к правосудию. Рассматривая власть как данную Богом, они тем не менее многое сделали для укрепления законности в стране. Грозный, например, участвовал в составлении Стоглава и Судебника: список с последнего, датируемый  XVII веком, включен в экспозицию. Что касается Алексея Михайловича, именно ему принадлежит инициатива создания Соборного уложения 1649 года. Этот законодательный свод действовал почти двести лет — вплоть до 1832-го.

Объединяет монархов и стремление укрепить оборону страны. Военные реформы, затеянные Грозным, а также введение наемных полков, осуществленное Алексеем Михайловичем, подготовили почву для формирования регулярной армии (она появилась уже при Петре I). Уважали цари и флот. Благодаря Иоанну IV в России появилось два новых порта — Архангельск и Астрахань. Алексей Михайлович, в свою очередь, построил для защиты торговли на Каспийском (тогда Хвалынском) море первый парусный корабль западноевропейского образца, получивший имя «Орел». На выставке можно увидеть искусный макет судна, выполненный Владиславом Жданом.

Особое место в жизни Грозного и Тишайшего занимала религия: оба активно взаимодействовали с церковью. Кроме того, монархи немало сделали для культуры. Переписка Грозного с Курбским, по признанию многих исследователей, — один из шедевров отечественной словесности XVI века. А при Алексее Тишайшем на Руси, как известно, появился первый театр.

И, конечно, оба любили Коломенское. В селе Дьяково, располагавшемся на южной территории нынешнего заповедника, Грозный построил храм в честь своего небесного покровителя — церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1547–1554). Впоследствии недалеко обосновался Алексей Михайлович, по воле которого возвели роскошный деревянный дворец. Впрочем, на этом архитектурный диалог двух правителей не закончился. Как известно, Алексей Тишайший создал резиденцию в Измайлово с оглядкой на Коломенское и Александровскую слободу. Подробное представление о планах застройки Измайловского острова можно получить благодаря одному из экспонатов — своеобразному «чертежу», датируемому первой половиной 1670-х годов.

В целом экспозиция не только проводит параллели между правлениями монархов, но и погружает зрителей в исторический контекст. Чего здесь только не увидишь: парсуны двух государей, исторические документы (среди которых, например, лист со статьями царя Алексея Михайловича для допроса Степана Разина), образцы оружия XVI–XVIII веков, старинные иконы, скульптуры, изразцы... Все это помогает осознать: Грозный был не картинным злодеем, но в первую очередь — волевым монархом, сумевшим превратить Россию в важного игрока на международной арене. А Алексей Михайлович, несмотря на ласковое прозвище, обладал сильным характером, позволившим ему защищать интересы страны за рубежом.