Галина Вишневская: «Надо воспитывать певцов для себя»

01.06.2012

Евгения КРИВИЦКАЯ

В Москве завершился IV Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской.

В жюри, возглавляемое Вишневской, вошли как певцы, так и руководители крупных театров и артистических агентств — Роберт Кернер, художественный руководитель Национальной оперы в Лионе, Кристина Маццавиллани Мути, президент Равеннского фестиваля в Италии, Стефано Маццонис, генеральный и художественный руководитель Валлонской Королевской оперы в Льеже, Эммануэль Ондре, директор концертных программ зала Плейель и Сите де ля Мюзик в Париже, Джошуа Уиногрэйд, художественный руководитель Лос-Анджелесской оперы, директор Академии молодых исполнителей Доминго-Торнтон и другие.

После награждения победителей Галина Павловна Вишневская дала эксклюзивное интервью газете «Культура».

культура: Было подано около 200 заявок, но процент западных певцов очень небольшой. Чем Вы это объясняете?
Вишневская: На каждом туре конкурса надо петь русский репертуар. Для иностранцев это проблема: сложный язык, неизвестная музыка. В дальнейшем эти арии могут никогда не пригодиться в жизни, а времени на их изучение тратится много. Но малочисленность иностранцев на конкурсе меня не тревожит. Считаю, мы должны заниматься русскими певцами, не оставлять их на произвол судьбы после консерваторий, помогать им совершенствоваться. Молодежь рвется за границу, но без хорошей подготовки их туда никто не возьмет. Я советую: поезжайте в провинциальные российские театры, сделайте репертуар, наберитесь опыта. Когда получите творческий багаж, только тогда пытайтесь куда-то показываться. Но вообще-то нам надо готовить артистов для себя, создавать им условия для работы в России, чтобы их искусством наслаждалась русская публика.

культура: Вы довольны результатами конкурса? Что можете сказать о победителях?
Вишневская: Дошел до финала тот, кто сумел стабильно выступить на всех этапах состязания. Были и разочарования. Например, к нам приехала Ольга Бусуеч из Молдовы, получившая прошлым летом вторую премию на «Опералии» Пласидо Доминго.
 Там она мне очень понравилась, но сейчас выступила крайне неудачно: певицу словно подменили. Это мне показалось удивительным, ведь Ольга — ученица Миреллы Френи, прекрасного педагога. Зато хорошо показали себя представители санкт-петербургской школы. Обладатель первой премии баритон Борис Пинхасович в прошлом году окончил Петербургскую консерваторию у Ирины Богачевой. Перед ним в финальном прослушивании, проходившем в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, выходили конкурсанты, и мне казалось, что в зале неважная акустика: они звучали глухо, невыразительно. Но запел Борис, и сразу пошел яркий звук — стало ясно, что дело не в акустике, а во владении голосом.

культура: Расскажите о Вашей системе преподавания.
Вишневская: В Центре — двухлетний курс обучения, но иногда предлагаем студенту остаться на третий год, чтобы дать возможность еще больше раскрыться. Наши выпускники поют во многих театрах: в Большом — Эльчин Азизов, Алексей Тихомиров, Сергей Плюснин, в Музыкальном имени Станиславского — Мария Пахарь, в Новой опере — Сергей Поляков, можно долго перечислять.

Молодыми певцами Центра интересуются и на Западе, ежегодно мы устраиваем прослушивания, куда приезжают представители европейских театров и агентств. В прошлом году нас посетил Риккардо Мути и отобрал несколько человек для своего проекта в Римской опере. Летом 2010 года солисты Центра успешно участвовали в «Борисе Годунове» в Валлонской Королевской опере в Льеже, а потом на фестивале в испанском городе Сантандер. Царя Бориса пел Руджеро Раймонди, а на остальные партии пригласили десять наших студентов. Это грандиозная возможность проявить себя. Мастер-классы, встречи с ведущими западными певцами у нас происходят постоянно, но особенность Центра в том, что со студентами постоянно работают штатные педагоги. Кроме меня это — Ирина Масленникова, Алла Белоусова, Владислав Верестников, Бадри Майсурадзе, Петр Глубокий, певцы с огромным сценическим опытом.

культура: К Вам поступают выпускники вузов со всей России. Как Вы оцениваете сегодняшний уровень вокального образования?
Вишневская: Чтобы хорошо петь, совсем не обязательно учиться в Москве или Петербурге. К нам приезжают из Новосибирска, Екатеринбурга, Воронежа, Саратова. И бывает, что поют они гораздо лучше, чем столичная молодежь. Но самое ужасное, что сейчас существует форма платного обучения. Я за то, чтобы педагогам платили большие зарплаты, но когда для этого набирают малоодаренных людей, получающих диплом за деньги, то это преступление.

культура: Что в творческих планах после конкурса?
Вишневская: Везем наш спектакль «Борис Годунов» в Севастополь. Петь надо будет на плацу Михайловской батареи, под открытым небом. Гастроли пройдут в рамках международного фестиваля «Война и мир». В июне предстоит сотрудничество с группой молодых артистов из Лос-Анджелесской академии молодых певцов, возглавляемой Пласидо Доминго. Состоятся совместные концерты и мастер-классы. Мы хорошо знакомы с Пласидо, вместе участвовали в постановке оперы «Тоска» Пуччини в Вене. Теперь эстафету сотрудничества подхватывают наши воспитанники. Хочу подчеркнуть, что наша школа уникальна и по методике, и по возможностям, которые мы предоставляем студентам. Когда Доминго пришел к нам в Центр, он был поражен. Своя сцена, оркестровая яма — этого нигде нет. На Западе подобные школы ютятся в маленьких помещениях, у нас же настоящий оперный театр, полностью предоставленный молодым певцам. Я часто говорю ребятам: «Пользуйтесь сценой, можете хоть ночью приходить и петь, чтобы почувствовать атмосферу зала, полет звука!»

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть