Супер-Купер

Денис БОЧАРОВ

01.10.2013

«Король кошмара», «Повелитель тьмы», «Великий и Ужасный» — подобными определениями в истории рок-музыки награждали многих. Тут вам и Оззи Осборн, и Мэрилин Мэнсон, и даже группа Rammstein. Но Элис Купер (по паспорту Винсент Дэймон Фурнье) был все же первым. 

Хотя маску шок-рокера и имидж террориста людских эмоций уроженец Детройта нацепил не сразу. Еще с конца 60-х, нащупывая собственный путь в тернистых дебрях шоу-бизнеса, молодой музыкант перепробовал ряд стилей — экспериментировал с индастриалом, гаражным, концептуальным, а также хард-, арт-, поп- и глэм-роком. Однако в один прекрасный момент его осенило: если публика живо реагирует на одну только звуковую составляющую концертов, то что же будет, если к ней присовокупить еще некий визуальный перформанс — проще говоря, зрелище? 

В начале 70-х, когда рок-сцена представляла собой крайне разношерстное явление и выделиться было сложно, Куперу пришла в голову вторая блестящая мысль: почему бы не попробовать сыграть на первородных человеческих эмоциях и не монетизировать чувство страха? И на протяжении уже более чем сорока лет основной визуальной «фишкой» как выступлений артиста, так и оформления его пластинок является ужас на грани фола. 

Но одну лишь голую эмоцию, какой бы шокирующей она ни была, продать сложно. Важны два момента. Во-первых, сценические шоу Элиса безукоризненно профессиональны — недаром Купера по-праву называют «крестным отцом рок-театра». А во-вторых, лучшие его песни, с музыкально-лирической точки зрения, хороши. Всякие змеи, гильотины, заигрывания с кровавой и загробной тематикой служат Куперу не более чем дополнением к грамотно выстроенным, мелодичным и великолепно спродюсированным композициям. Никто не поведется на расчлененку и прочую визуальную эпатажность, если при этом не захочется подпевать таким бронебойным хитам, как «School’s Out», «I’m Eighteen», «Poison», «Billion Dollar Babies», «Hey, Stoopid», «No More Mr. Nice Guy», «Trash». 

Эти и многие другие композиции прозвучат на питерском (5 октября, СК «Юбилейный») и московском (7 октября, «Крокус Сити Холл») концертах в рамках турне Купера «Raise The Dead».