Атака клонов

Денис БОЧАРОВ

22.01.2015

Жизнь под маской — порой полноценная карьера. По крайней мере, так можно сказать о всевозможных трибьют-проектах известных поп- и рок-групп. Только за одну неделю в Москве пройдут выступления двух клонов шведского квартета ABBA: 24 января на сцене «Крокус Сити Холла» состоится концерт «ABBA The Show», а 30-го в ММДМ программу, основанную на хитах знаменитых скандинавов, представит «ABBA Symphony».

Нет необходимости подробно расписывать творческую составляющую грядущих мероприятий — уже из названий ясно, что первые сделают попытку передать сценическую атмосферу, царившую на концертах шведского поп-феномена, а вторые переиначат незабвенные мелодии на «академический» лад. Вопросов два: почему подобные фейк-коллективы так облюбовали просторы именно нашей страны и зачем вообще нужны такие странные ансамбли? 

Ответ на первый вопрос лежит на поверхности: ностальгия и банальное желание «добрать» то, что в свое время недополучили. Ведь, несмотря на то, что концерты видных зарубежных мастеров рока и популяра за последнюю четверть века перестали быть для нас редкостью, будем откровенны: ни один по-настоящему великий коллектив в «золотом» составе до России так и не добрался. The Beatles, Queen, Led Zeppelin, The Doors, ELO, та же ABBA никогда к нам не приезжали (хотя фрагментарные появления некоторых участников вышеозначенных команд отечественный поп-рок-радар периодически засекал). Кто-то скажет про Deep Purple и Uriah Heep (группы из музыкальной премьер-лиги), выступления которых на российских просторах давно уже не новость. Но «темно-лиловые» ни разу не приезжали с Ричи Блэкмором, а диккенсовские рок-отпрыски наладили к нам трассу лишь после смерти вокалиста Дэвида Байрона. «Роллинги» заскакивали дважды, но основателя коллектива Брайана Джонса нам лицезреть не довелось. Metallica — без Клиффа Бертона, Pink Floyd — без Роджера Уотерса, Slade — без Нодди Холдера и Джимми Ли, T.Rex — без Марка Болана, The Animals — без Эрика Бердона, Mungo Jerry — без Рэя Дорсета и так далее. Словом, вроде бы то, да не то. В этом нет ничьей вины — мы просто, по ряду объективных причин, не успели. И, кажется, рвать на себе волосы особых причин нет, но какая-то «заноза» все равно осталась, и мы норовим ее выдернуть. А многочисленные артисты, делающие себе имя на наследии знаменитых музыкантов (трибьют-ансамбли, причем известные широкой аудитории, есть почти у каждой приличной группы), это как будто чувствуют. Вот и занимают друг за другом очередь на российские концертные площадки. 

На второй вопрос — о необходимости подобных суррогатных проектов — ответ найти сложнее. Даже Бьорн Ульвеус, один из участников все той же ABBA, недоумевает: «Я ничего не имею против групп, выступающих в тех же костюмах, что и мы в свое время, и исполняющих наши песни. Мне просто непонятно: неужели кому-то искренне интересно, путем тотального растворения в наших сценических образах, зарабатывать себе на жизнь? Неужели не скучно, надев маски и полностью «расперсонифицировав» собственную личность, строить карьеру?»

Бьорн попал в точку. Но к разгадке феномена (или, скорее, анти-феномена) трибьютов не приблизился. Возможно, дело вот в чем. Социальные психологи традиционно разделяют людей на две условные категории: игроков и наблюдателей. В обычной жизни от такой параллели действительно не уйти — иначе в мире не будет гармонии. Но в искусстве для обретения самостоятельности и индивидуального неповторимого творческого почерка каждый должен быть игроком. В противном случае останется один голый бизнес. А ведь так не хочется, чтобы понятия «искусство» и «бизнес» окончательно слились воедино. Хотя подобная тенденция в последнее время налицо.