16.12.2014
Легенда гласит, что название этому коллективу придумал барабанщик The Who Кит Мун. Когда гитарист Джимми Пейдж (впоследствии основатель LZ), покинув в конце 60-х группу The Yardbirds, всерьез озаботился созданием нового проекта, то пытался привлечь к сотрудничеству многих музыкантов. Был среди них и ударник The Who, который отреагировал на предложение Пейджа с юмором: мол, если такая команда и возникнет, то ее история будет недолгой — шансы на взлет примерно такие же, как у «свинцового дирижабля». Несмотря на то, что альянс Пейджа и Муна не состоялся, идея гитаристу приглянулась: после того, как состав новой группы укомплектовали, всем ее участникам (помимо Джимми, в нее вошли вокалист Роберт Плант, барабанщик Джон Бонэм и басист/клавишник Джон Пол Джонс) название — Led Zeppelin — понравилось безоговорочно.
И когда 45 лет назад ансамбль начал штурмовать все мыслимые хит-парады (спихивая с верхних строчек «битлов» и «роллингов»), продавать диски миллионными тиражами, публика тоже по достоинству оценила ироничное название. Ибо, будучи номинально «свинцовым», коллектив выстроил «лестницу в небеса» с необычайной простотой и изяществом: легко, как ласточка, воспарил к рок-вершинам, горделиво обозревал просторы с высоты орлиного полета и, подобно быстрокрылому сапсану, оставался недосягаемым для ближайших преследователей на протяжении всей карьеры.
Led Zeppelin для 70-х — примерно то же самое, что Элвис для 50-х, а The Beatles — для 60-х. Поэтому неудивительно: количество литературных трудов, посвященных творчеству группы, исчисляется сотнями, если не тысячами. Есть своя «цеппелиновая» библио-история и в России. За последнюю четверть века в нашей стране вышло несколько книг об этих музыкантах. Лучше или хуже оформленные, прилично или безобразно переведенные, делающие акценты на различных моментах истории коллектива — издания о группе не являются редкостью для отечественных меломанов.
Однако работу «Когда титаны ступали по земле» с полным основанием можно назвать лучшей книгой о Led Zeppelin — причем не только среди тех, которые выпускались у нас. Ведь ее автор, известный и уважаемый британский журналист Мик Уолл, черпал не только из недр собственной ностальгической привязанности к артистам и не просто полагался на коллекцию газетных вырезок, собранных за многие годы. А именно этим грешит подавляющее большинство монографий о рок-группах. Уолл был вхож в близкий круг, знал музыкантов лично, неоднократно их интервьюировал — словом, являлся непосредственным участником описываемых событий. А ход этих событий изложен Миком мастерски: живо, с юмором, кропотливо — порой даже дотошно. Автор не просто излагает базовые факты (которые и без того всем посвященным известны) на свой лад — он проникает за кулисы, присутствует в студии, является свидетелем создания шедевров, вникает в подробности финансовых хитросплетений, приподнимает завесу над скандалами и развенчивает мифы.
750-страничный фолиант прекрасно оформлен, богато проиллюстрирован и грамотно переведен. Словом, это, как сказали бы носители языка, ultimate Zep.