Мы за «Стеной» не устоим

Денис БОЧАРОВ

26.11.2014

Тридцать пять лет назад, в последний календарный день осени, свет увидела фундаментальная работа британского коллектива Pink Floyd «The Wall». Пластинка, ставшая одним из самых продаваемых рок-релизов в истории, обозначила пик творческой формы группы. После которого, как известно, неизбежно наступает закат.   

Под конец 1979 года меломаны получили последнего полноценного «пинка». Лирический гений идейного вдохновителя Pink Floyd Роджера Уотерса раскрылся на двойном лонгплее «The Wall» во всей красе. При желании «Стенку» вообще можно назвать уотерсовским сольником. Воспоминания о детстве, юношеские комплексы, размышления о мироустройстве, боль и любовь, злоба и надежда — все это нашло выход в преисполненном отчаяния и противоречий опусе 35-летней давности. 

Главный поэт одной из наиболее значительных рок-формаций шел к созданию «The Wall» долгие годы. Почти все альбомы Pink Floyd представляют собой не беспорядочный набор песенок на разные темы, а многоплановые развернутые концептуальные полотна. Будь то феноменальный «The Dark Side Of The Moon» (где впервые в истории рока вечная тема времени, денег, смерти и в целом — тленности человеческого существования поднята на столь оглушительно-пронзительную высоту), «Wish You Were Here» (ироничное созерцание людского быта на примере отдалившегося от дел и ментально подвинувшегося сооснователя группы Сида Барретта), «Animals» (злобная насмешка над миром, условно поделенным на свиней, собак и овец)... Уотерс, в отличие от большинства «коллег по цеху», никогда не воспринимал поп-культуру как эдакую жвачку — непритязательные песни о любви и прочие вальяжные рассуждения в духе «sex, drugs & rock’n’roll» не имели к Pink Floyd никакого отношения.

Но на «Стенке» Роджер, кажется, превзошел сам себя. По словам главного «пинка», идея написания многослойного сюжета о человеческом противостоянии, когда люди непроизвольно (а возможно, напротив, умышленно) отгораживаются друг от друга ментальными — а то и вполне осязаемыми — стенами, пришла в голову Уотерсу после того, как он однажды во время концерта, не вытерпев выходок нерадивого фаната, плюнул ему в лицо и отказался продолжать выступление.

«The Wall» — одно из немногих произведений в истории рок-культуры, которое нашло свое воплощение во всех мыслимых форматах: альбом, фильм, театральная постановка, костюмированное шоу (сравнительно недавно Уотерс со «Стеной» объездил весь мир). Однако «перепрыгнуть» через эту «стенку» музыкантам оказалось не под силу. Почти вся слава краеугольного релиза обрушилась (и вполне заслуженно) на его главного создателя. С чем остальные участники группы (Дэйв Гилмор, Рик Райт и Ник Мейсон) смириться не смогли. Начался обратный отсчет в истории группы. После «The Wall» Pink Floyd в «золотом» составе выпустили только один альбом — «The Final Cut» (1983), возможно, худший во всей своей дискографии. А потом музыканты разругались вдрызг. 

Резюмируя совместно пройденный путь, гитарист Дэйв Гилмор отмечал: «Роджер всегда хотел быть лидером. А я в лидеры не рвался, но полагал, что мое мнение в отношении музыкальной составляющей куда весомее». Ошибка. Как говорил масленниковский Шерлок Холмс: «Бездоказательно, дорогой профессор. Бездоказательно». У «осиротевших» Pink Floyd (Уотерс покинул коллектив в середине 80-х) было тридцать лет, чтобы продемонстрировать миру: они и без Роджера Уотерса сдюжат. Не сдюжили. За все это время «флойды» выпустили лишь три альбома, последний из которых (вышедший в начале ноября текущего года) иначе как издевательством над слушателями не назовешь. Какие-то аморфные, размытые музыкальные наброски, которые Роджер, будь на то его воля, ни в коем случае бы не одобрил. И уж точно: сравнения с magnum opus 35-летней давности пластинка «The Endless River» ни в коем случае не выдерживает. Получилось так, что за этой самой «Стеной» (кстати, на диске находится единственный британский чарт-топпер группы — песня «Another Brick In The Wall. Part II») «флойды» устоять не смогли.