Шаляпин и Универсиада

Иосиф РАЙСКИН, Казань

24.07.2013

Международный музыкальный фестиваль «Шаляпин. Нуриев. Казань» по праву оказался в центре культурной программы летней Универсиады в Казани. А финальный «Шаляпин-гала» стал торжественным концертом — закрытием спортивного форума.

На сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля к хору и ведущим солистам присоединились оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым и звезды петербургской и мировой оперы.
Крестьянский сын, мальчиком отданный в обучение сапожному делу, имевший за плечами приходское училище, Шаляпин, подобно своему другу Максиму Горькому, мог назвать страницы автобиографии «Мои университеты». Его вселенной стала музыка — самое универсальное из искусств. Вот и сошлись — Шаляпин и Универсиада, к тому же великий бас объединил Казань и Санкт-Петербург (он родился в одном городе и блистал в другом).
Гала имени Шаляпина земляки почтили аншлагом. Первый же номер программы стал камертоном вечера: Валерий Гергиев дирижировал увертюру к «Псковитянке» Римского-Корсакова, а на экране, на фоне псковских храмов, рядом с портретом Шаляпина появился и сыгранный им Иван Грозный. Что напомнило, кстати, об универсальности таланта великого певца-актера, умевшего скульптурностью пластики, деталями грима и костюма, самим актерским постижением материала сообщать своим ролям эталонную завершенность. На долю участников «Шаляпин-гала» выпало идти следом за кумиром. Помогала экранная «сценография» — картины природы, пейзажи, портретная живопись, помогал сам Шаляпин, запечатленный в коронных ролях. Безукоризненный оркестр (под рукой Гергиева и Рената Салаватова) звал певцов к совершенству.
Зал горячо принимал «своих» — Аиду Гарифуллину, спевшую «Болеро» Делиба и Вальс Джульетты из оперы Гуно «Ромео и Джульетта», Ахмеда Агади с хитовой арией Калафа из «Турандот» Пуччини и финальной арией Джалиля «Прощай, Казань» из оперы Назиба Жиганова «Джалиль». Восторженные овации достались Альбине Шагимуратовой, выступившей с арией Лючии из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Вокализом Рахманинова и «Соловьем» Алябьева. Шаляпинских героев (Дона Базилио, Мефистофеля, Бориса Годунова) представил Михаил Казаков.
Выходы мариинских солистов впору сравнить с мастер-классами, одинаково поучительными и для музыкантов, и для публики. Алексей Марков сразил «русским бельканто» — чистотой интонации, плавностью звуковедения, внятной дикцией — в арии Роберта из «Иоланты» Чайковского и куплетах Эскамильо из «Кармен» Бизе, в широкой и раздольной «Вдоль по Питерской…» Геворг Акопян выказал недюжинный актерский талант в драматической арии Риголетто из одноименной оперы Верди и в балладе Томского из «Пиковой дамы» Чайковского. Благодарным приношением великому русскому артисту стало выступление Ильдара Абдразакова. Ария короля Филиппа из «Дон Карлоса» Верди и старинные романсы звучали с подлинно шаляпинской страстью: едва ли не впервые довелось услышать «Очи черные» в облагороженной «филармонической» редакции. Особо — о спетой по-русски и «по-шаляпински» «Элегии» Массне: «О, где же вы, дни любви…» А на экране проплывали дни и годы жизни певца — его портреты, семейные фото, сценические образы…