Ход ферзем

Денис БОЧАРОВ

12.07.2013

40 лет назад, 13 июля 1973 года, вышла дебютная пластинка Queen — возможно, величайшей рок-группы всех времен.

Этот британский ансамбль уникален по многим показателям. Во-первых, Queen, похоже, единственный в мире высококлассный рок-коллектив, где каждый участник имеет высшее образование (а гитарист Брайан Мэй и вовсе профессор астрономии).

Во-вторых, никакая другая группа не может похвастаться составом, каждый член которого являлся бы автором хита №1 (вышеупомянутый Мэй написал знаменитую «We Will Rock You», басист Джон Дикон сочинил блистательный диско-фанк-шедевр «Another One Bites The Dust», барабанщик Роджер Тейлор ответственен за создание стадионной кричалки «Radio Ga Ga», а вокалист Фредди Меркьюри — автор «Bohemian Rhapsody», все чаще называемой, по результатам всевозможных опросов, лучшей рок-композицией из когда-либо записанных на пленку).

В-третьих, — и это, пожалуй, самое важное, — музыку Queen невозможно отнести к определенному стилю: в их творчестве хард-рок прекрасно уживался с ненавязчивым попсом, диксиленд изящно соседствовал с прогрессивом, а задушевная балладность естественным образом гармонировала с хэви-металом и блюзом. Эти умные парни создавали произведения такого уровня, до которого большинству команд-современников никогда не удавалось дотянуться.

Нельзя сказать, что бешеный успех пришел к «квинам» мгновенно. Лишь третий их лонгплей (пластинка «Sheer Heart Attack» 1974 года) принес музыкантам более-менее ощутимые дивиденды. Однако внимание на Queen обратили сразу же — после выхода дебютника. Да иначе и быть не могло: в то время, когда группы и исполнители старались сосредоточиться на каком-то конкретном направлении, Queen били по всем фронтам. Как говорил основатель группы Брайан Мэй, «нам было интересно абсолютно все, мы чувствовали себя словно детишки в конфетной лавке». И поэтому, даже признавая тот факт, что первая студийная пластинка коллектива содержала ряд стилистических заимствований из Led Zeppelin, The Who и Mott The Hoople, нельзя было не отметить свежести творческих идей, феноменального мелодического чутья, филигранного исполнительского мастерства и, конечно, безупречных вокальных многоголосий.

Queen в своем классическом составе просуществовали 20 лет. Несмотря на предпринимаемые за последние годы многочисленные попытки Брайана Мэя и Роджера Тейлора реанимировать славный бренд, поклонники в большинстве своем отказываются воспринимать группу после 24 ноября 1991-го — дня, когда не стало Фредди Меркьюри. Однако записанных квартетом пятнадцати студийных (с учетом саундтрека 80-го к фильму «Flash Gordon» и выпущенного уже после смерти Фредди в 1995 году диска «Made In Heaven») альбомов с лихвой хватит для того, чтобы многие поколения меломанов продолжали восхищаться творчеством британских интеллектуалов.