Классика над Волгой

Евгения КРИВИЦКАЯ

24.06.2013

В Тольятти завершился Международный фестиваль камерной музыки.

Восемь дней в Культурном центре «Персона» звучали произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Пуленка в исполнении самых-самых «сливочных» артистов. Солисты оркестра «Виртуозы Москвы», ансамбль концертмейстеров групп духовых инструментов Госоркестра имени Светланова, главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов, Квартет имени Ойстраха, профессор Высшей школы музыки в Зальцбурге Анна Кандинская... Подобный список участников мог бы украсить афишу любого престижного европейского фестиваля.

Целей у тольяттинского феста немало: и задавать планку качества местным музыкантам, и знакомить публику с достижениями, и развивать вкусы молодежи. Художественный руководитель фестиваля — профессор Московской консерватории Ирина Кандинская — в свое время участвовала в известных летних фестивалях в Верхнем Посаде в Звенигороде, где музицировали Святослав Рихтер, Олег Каган, Наталья Гутман… Играли не для заработка и славы — какой пиар мог быть тогда в подмосковных лесах, — а чтобы «выговориться», соприкоснуться с Творцом через великую музыку. Идеализм? Наверное, но без него в искусстве не проживешь.

В Тольятти вход на все концерты свободный, но случайной публики почти нет. Приходят те, кто действительно любит классику, кто готов «трудиться душой». Лаконичная преамбула музыковеда Ольги Баутиной настраивает зал, и вот уже слушатели во власти Фортепианного трио Бетховена. Ирина Кандинская и в жизни, и за роялем — лидер, в ее игре — мириады оттенков, заставляющих воображение неотрывно следить за неуемной фантазией пианистки, подхватывая ее мысли. Что и делали ее партнеры по ансамблю, скрипачка Анна Кандинская и Феликс Коробов, смело сменивший на вечер дирижерскую палочку на смычок виолончелиста. За этой метаморфозой из публики внимательно наблюдали оркестранты Тольяттинского симфонического оркестра, готовясь к встрече с маэстро уже в зале местной филармонии. Их альянс сложился сразу и всерьез: Коробов бескомпромиссно «взорвал» благостную атмосферу, призвав музыкантов вглядеться в ноты и точно исполнить авторскую волю. Шквал страстей затопил зал в Каватине Алеко из одноименной оперы Рахманинова, ухарским лихачеством зажег в песне Варлаама «Как во городе было во Казани» из «Бориса Годунова» Мусоргского. Солировал Павел Кудинов — он родом из Тольятти, сделал успешную европейскую карьеру; его роскошный бас умножил успех вечера.

Открывать и продвигать молодых артистов — миссия фестиваля «Ирина Кандинская и «Персона» приглашают…» За восемь лет многие ребята, начинавшие здесь свою артистическую жизнь, стали звездочками и даже звездами мирового уровня. К примеру, петербургский скрипач Андрей Баранов год назад выиграл самый престижный скрипичный конкурс — Королевы Елизаветы в Брюсселе. Но в Тольятти он возвращается неизменно, в этот раз – как примариус Квартета имени Ойстраха. Ансамбль выбрал Квартет Грига, и интерпретация поразила нетривиальностью взгляда на творчество норвежского классика. Никакой наивной фольклористки, любования северной природой: Григ в понимании Квартета имени Ойстраха — трагичнейший композитор, затронувший экзистенциальные глубины бытия. Подход неожиданный, но прозвучало захватывающе и убедительно.

Другой завсегдатай — аспирант Московской консерватории Илья Кондратьев; среди его лауреатских званий — награды на конкурсах имени Листа во Вроцлаве, Веймаре и Будапеште. Любимый композитор вновь принес Илье удачу: с симфоническим оркестром Тольятти он выступил во Втором концерте Листа, играя виртуозно и элегантно, в полном согласии с дирижером.

Одну из программ по традиции посвятили замечательным тольяттинским детям, учащимся местных музыкальных школ. Юные скрипачки Зиновия Нестеренко и Евгения Николенко, дуэт кларнетисток София Сафронова и Ольга Щербакова — поколение младое, но уже «засветившееся» на разных российских конкурсах и фестивалях.