Николай II online

Евгения КРИВИЦКАЯ

21.06.2013

В Липецке мировой премьерой оратории «Возрождение России» Александра Чайковского отметили День России. Теперь очередь за Москвой: 26 июня оратория прозвучит в Концертном зале имени Чайковского.

К празднику готовились загодя: Липецкая филармония год назад предложила композитору написать ораторию о судьбе Николая II. Тема непростая, дискуссионная — неудивительно, что липчане отнеслись к ней неоднозначно. Около Областного центра культуры и народного творчества даже дежурил наряд полиции, страхуя от возможных провокаций. Перед началом концерта объявилась было группка пикетчиков с плакатами, но протестного пафоса надолго не хватило, и несогласные могли наблюдать за происходящим в зале по онлайн-трансляции, выведенной на площадь. Премьеру подготовила Государственная академическая симфоническая капелла Валерия Полянского. Как и положено, в оратории соединились драма и опера, слово и музыка, чтецкие вставки (Юлия Рутберг и Александр Галибин), хоровые комментарии, ариозо солистов — Людмилы Кузнецовой, Олега Долгова, Максима Сажина, Александра Маркеева.

Драматургию закрутили лихо: в прологе происходит обсуждение интернет-пользователями личности Николая II. Модератор Галибин ведет дискуссию, противопоставляя нелицеприятным высказываниям (голоса из хора: «слабовольный царь», «ни рыба ни мясо») другие, исчисляющие заслуги государя: «золотое обращение рубля, всеобщее начальное образование, строительство железных дорог, первая всеобщая перепись населения». Перед нами разворачивается цепь фактов из биографии последнего русского царя. Ходынская трагедия, коронация, рождение сына, революция… Чтецы стараются сохранить беспристрастность тона, но внутренне их позиции определены. «Тема преступления против царской семьи болезненна для меня, как для любого интеллигентного человека», — отмечал на пресс-конференции Галибин, игравший, кстати, Николая II в фильме Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья». Его поддержала Юлия Рутберг: «О таких событиях, как убийство царской семьи невозможно говорить просто, обычными словами. Необходимо масштабное музыкальное произведение в стиле греческой трагедии — с хором, оркестром, солистами, стихами. Каким бы ни был Николай II, он — помазанник Божий... Ценю оказанное мне доверие — мой голос выбран в качестве инструмента для рассказа одной из самых трагических историй нашего Отечества».

Многослоен и динамичен видеоряд, где кинохроника начала прошлого века перемежается с кадрами из жизни царской семьи, изображением ликов святых, пейзажами и храмами Ельца и Липецка. Иногда избыточность показа мешает воспринимать музыку — все-таки в ней заключено главное. Воспоминания о светлых днях, балах выражены через ностальгический вальс, но есть в оратории страницы, звучащие угрожающе жестко, напоминая о кровавых трагедиях эпохи. От наступательного драйва в симфоническом фрагменте «Восстание» просто мурашки бегут по коже — тут, конечно, респект дирижеру и всем музыкантам, мастерски воплотившим авторский замысел.

Финал сочинения — размышление о возрождении России, предсказанном Серафимом Саровским, Феофаном Затворником и Иоанном Кронштадтским. Интересно, что когда Александр Чайковский принес партитуру Валерию Полянскому, то маэстро посоветовал иную идею концовки — не триумфа-апофеоза, а тихой молитвы, оставляющей возможность каждому искать собственные ответы. Так, буквально за один день родилось проникновенное заключительное песнопение, вдохновленное текстом из молитвы оптинских старцев.

Исполнение оратории Александра Чайковского стало кульминацией III Музыкального фестиваля имени Тихона Хренникова, приуроченного к празднованию столетия со дня рождения великого русского композитора, чья малая родина — Елец.

Московская премьера опуса в Зале Чайковского будет посвящена 400-летию Дома Романовых.