Устала, Алла?

08.04.2014

Денис БОЧАРОВ

15 апреля Алле Пугачевой исполнится 65 лет. Разумеется, страна не пройдет мимо этой знаменательной даты. Будут песни, поздравления, воспоминания, сериал по Первому каналу и миллион алых роз. По уровню раскрученности и медийности с Аллой Борисовной в нашей стране мало кто способен сравниться. Однако насколько оправдан интерес к Пугачевой сегодня?

«Знаете, по-моему, она марсианка, — ухмыляется рок-музыкант, бывший «машинист» Евгений Маргулис. — Иначе как объяснить, что так долго продержалась на виду у всей страны?» Но действительно ли продержалась — вот в чем вопрос. Когда мы в последний раз слышали хорошую песню, исполненную Пугачевой? Можно, конечно, возразить: во-первых, певица несколько лет назад объявила об уходе со сцены, а, во-вторых, спетых ею когда-то вещей вполне достаточно для того, чтобы по поводу новых музыкальных откровений особо не заморачиваться. Вот именно. Ключевое слово здесь — «когда-то». 

Пугачева, несомненно, выдающаяся певица и личность. И в истории отечественной эстрады 70–80-х годов действительно номер один. Но блестящий репертуар, сделавший ей имя, укладывается в рамки одного десятилетия: с 1975-го (когда Пугачева стала известна всей стране, благодаря победе на «Золотом Орфее» в Болгарии с песней «Арлекино») по 1986-й (вышла пластинка «...Счастья в личной жизни», под завязку заполненная хитами всесоюзного значения). В этом временном отрезке сконцентрированы все основные творческие удачи Аллы Борисовны. Закадровое исполнение песен в «Иронии судьбы», ошеломляющий успех ленты «Женщина, которая поет», многочисленные сольные программы, сотрудничество с тремя главными в ее творческой судьбе композиторами — Александром Зацепиным, Раймондом Паулсом и Игорем Николаевым. И хиты, хиты, хиты... «Все могут короли», «Волшебник-недоучка», «Песенка про меня», «Куда уходит детство», «Этот мир», «Маэстро», «Старинные часы», «Миллион алых роз», «Эй, вы там, наверху», «Паромщик», «Желаю счастья в личной жизни», «Балет», «Айсберг», «Прости, поверь»...

В этот же период Пугачева сумела громко заявить о себе как о талантливом композиторе. Возможно, многие забыли, что музыку к таким песням, как «Звездное лето», «Женщина, которая поет», «Папа купил автомобиль», «Лестница» и некоторым другим написала сама Пугачева. Ее сочинительский талант отмечал даже Оскар Фельцман. 

Но во второй половине 80-х начало складываться впечатление: Алла немного устала. Устала быть просто замечательной певицей. Ролью королевы отечественной эстрады Пугачева стала потихоньку пресыщаться. Ей захотелось стать «вольною царицей, владычицей морскою». И все чаще из уст артистки звучали сентенции в духе: «У нас есть только одна звезда, и ее имя вам известно». Но мегаломания и роль крестной мамы отечественного шоу-бизнеса — еще полбеды. Проблема в том, что заметными творческими успехами запредельный личностный статус Пугачевой подкреплялся все реже. Сложилась парадоксальная ситуация: уровень чуть ли не небожительницы рос по мере того, как угасала ее певческая звезда. 

Пугачеву, несмотря на безусловный артистический дар часто упрекают в том, что ей изменяет чувство меры и вкуса. «Она — как скрипка, на которой можно сыграть, что угодно. Но не всегда эта скрипка угадывает: что, как и когда необходимо исполнить, — отмечает Александр Орлов, режиссер фильма «Женщина, которая поет». — Я часто ей говорил: «Мне кажется, вот этого тебе делать не стоит. Ведь ты — певица определенных нот, настроения и безошибочно угадываемого женского образа. Зачем размениваться на какие-то бестолковые, глупые номера?» Но штука в том, что вмешиваться в отношения Аллы с музыкой и людьми бессмысленно. А сейчас ей и вовсе не до искусства». 

Пугачеву все реже вспоминают в связи с музыкой. Сомнительная политическая деятельность, «желтые» подробности личной жизни, протекция посредственным исполнителям — и минимум творчества. Возможно, Алле Борисовне, успевшей за долгие годы привыкнуть ко всеобщему обожанию, трудно от него отказаться. Выцарапывание собственного куска славы — для любого успешного исполнителя сродни наркотику. И не столь важно, благодаря чему эта слава держится. 

Однако история учит: люди любят артиста не только за выдающееся творчество, но и за способность вовремя «заметить свой срок», как пел Виктор Цой. Именно совокупность двух обстоятельств превращает талантливого мастера в легенду. Уйти красиво дано не каждому, это отдельное искусство. Пугачева им не владеет. А хочется «законсервировать» в памяти именно ту, былую — талантливую и искреннюю.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (2)

  • alt

    Антон Зайцев 09.04.2014 20:26:47

    Мнение высказанное в статье более чем распространенное, но не верное. Вот смотрите с 1986 Алла спела: Три счастливых дня, Осенний поцелуй, Сильная женщина, Не делайте мне больно господа, Монолог, Фотограф, Голубь сизокрылый, Озеро надежды, Незваный гость, Близкие люди, Любовь похожая на сон, Примадонна, Позови меня с собой, Белый снег, Листопад, Непогода, Приглашение на закат и т.д. Многие из этих песен сильнее тех, что были в 70-х, изменилась не творческая составляющая Пугачевой, изменилось отношение зрителей к искусству в целом больше нет ничего культового, даже Земфира, лишь десятая часть Пугачевой... Изменилось время, правила - всё и Алла сумела не сгинуть, как многие прежде известные, а быть и делать, понять это уже в состоянии не все, глаза и уши заняты не тем.
  • alt

    Павел 17.04.2014 14:46:24

    А мне нравится как раз период с 1986 по 1998. причем гораздо больше чем 70- годы. Это моя молодость и становление. И он со своими песнями того периода мне гораздо ближе. А в принципе согласен с Антоном Зайцевым. изменилось время. если раньше песня жила несколько лет. то теперь несколько месяцев. певцов и песен стало невероятно много. а Осенний поцелуй, Монолог, Пригласите танцевать, Сильная женщина по прежнему в эфире звучат... Что чудо такое?
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть