Надежда Аверина: «Этот сезон, наверное, самый трудный во всей истории детского хора «Весна»

Александр МАТУСЕВИЧ

31.03.2020


Художественный руководитель всемирно известного детского хора, 31 марта отмечающего 55-летие, рассказала «Культуре», как карантин повлиял на работу «Весны», о недавних победах коллектива и планах на вторую половину этого непростого високосного года.


— Насколько сильно пандемия повлияла на вашу работу, планы и юбилейные торжества?


— Этот сезон, наверное, самый трудный во всей истории «Весны». И не только из-за эпидемии коронавируса. С сентября прошлого года наше родное здание на севере Москвы закрыто на капитальный ремонт. Последние месяцы мы занимались во временном помещении, оно меньших размеров и в нем нет залов, пригодных для хоровых занятий. Благодаря поддержке префектуры, нам предоставили конференц-зал управы Бабушкинского района, однако зал и второе временное помещение школы — разные точки, и нам пришлось во многом перестроить учебный процесс. В родном здании «Весны» в нашем распоряжении несколько залов и много классов, где можно было встречаться не только большими хоровыми составами, но и по партиям, отдельными группами, ансамблями, где мы могли проводить наши традиционные праздники, вечера, концерты, ставить спектакли, танцевать полонезы и польки составом до 100 человек! Весь этот учебный год мы лишены таких условий, а теперь еще прибавилась и пандемия. В результате уже с марта у нас нет зала, а теперь и вовсе школа закрыта, и как ситуация будет развиваться дальше, никто не может предугадать… Но мы пытаемся поддерживать свою форму и придумываем возможности удаленных занятий с детьми.


— Юбилейное торжество тоже сорвалось?


— Как раз 12 апреля должен был состояться наш главный юбилейный концерт в Большом зале консерватории с программой из произведений крупной формы — «Весеннее преображение» Владимира Рубина, «Рождественские песни» Бенджамина Бриттена и «Времена года» Ефрема Подгайца: все у нас уже было выучено, и шла работа над деталями, свободой, сценографией. «Рождественские песни» Бриттена — одно из моих любимых произведений, классика прошлого века, красивейшее сочинение в сопровождении арфы. Рубин и Подгайц — композиторы, с которыми «Весна» сотрудничает много лет. К сожалению, Владимира Ильича Рубина не стало в прошлом году, мы готовились в декабре петь концерт, посвященный его 95-летнему юбилею, а получился концерт памяти... Сочинение Подгайца «Времена года», написанное для «Весны» в 1987 году, мы исполняем нечасто, поскольку технически и философски это непростая музыка, кроме того, в нем важнейшую роль играет партия фортепиано, и нужен поистине блестящий пианист. Сейчас у нас есть такой музыкант — наш концертмейстер, лауреат международных конкурсов Василий Заболотний. В финале концерта должна была прозвучать сюита Роджерса из киномюзикла «Звуки музыки» в обработке Подгайца для хора и небольшого инструментального состава, в исполнении которой готовились принимать участие все наши коллективы и выпускники «Весны». К сожалению, этот концерт отменился, и перенести его на другое число 2020 года не представляется возможным. Скорее всего, эту программу мы исполним 16 января 2021 года в концертном зале «Зарядье».


— Но ведь еще должно быть завершение юбилейного сезона?


— Заключительный концерт нашего юбилейного сезона запланирован на 24 мая в БЗК, там по традиции должны выступить все коллективы школы. Хочу надеяться, что концерт состоится.


— В ваших программах главным образом современные сочинения. Даже Бриттен — это музыка, которая до сих пор, скорее, воспринимается как современная, то есть сложная для широкой публики. Соответственно, сложная и для выучивания маленькими артистами. Как вам удается это освоить в условиях обычной музыкальной школы?


— Вся эта музыка — прекрасна и не так сложна для восприятия, как кажется. А нам все это удается исполнять как раз потому, что «Весна» — не совсем обычная музыкальная школа. С одной стороны, у нас учатся обыкновенные дети, живущие в близлежащих районах северной окраины Москвы, но с другой — благодаря выстроенной системе обучения, традициям, трепетному отношению детей, родителей, педагогов к «Весне», наши ученики достигают удивительных результатов. Отношение к ученикам как к единомышленникам, соратникам — один из главных принципов воспитания в «Весне», заложенный ее создателем Александром Сергеевичем Пономаревым. Отсюда та атмосфера любви и доверия, все вовлечены в единый творческий процесс и понимают, что от вклада каждого зависит конечный результат. Хоровые занятия развивают ребят — их навыки, голоса, грамотность, кругозор, мышление, ответственность, а главное — воспитывают вкус и любовь к музыке. 


— Что стало самым запоминающимся в этом сезоне?


— До мартовских событий сезон у нас был насыщенный и успешный. В январе 2020 года наша школа впервые выступила в московском зале «Зарядье» — это было волнительно: новое место, незнакомая акустика, сложная программа. Но все прошло замечательно! Нам предоставили большую репетицию, на которой дети сумели пристроиться к акустическим особенностям зала, мы смогли проверить и опробовать сценографию концерта. Грандиозный финал венчал наш первый юбилейный концерт — огромный хор, в котором пело около 300 учеников и выпускников школы, исполнил произведение Подгайца «По зеленым холмам океана» — хоровую поэму-гимн красоте, творчеству, дружбе.
В октябре мы участвовали в финале конкурса Европейского вещательного союза Letthepeoplesing в Барселоне — пели в зале Дворца каталонской музыки и получили первое место в своей категории. Этот конкурс — важное культурное событие общеевропейского масштаба, прямая телетрансляция велась на все страны Евросоюза.
В прошлом году состоялись еще две уникальные поездки. Весной мы с большим успехом выступили с сольным концертом в Берлинском кафедральном соборе. Мы пели полтора часа только акапельную программу, большей частью состоящую из духовной музыки. Собор был полон, а он вмещает несколько тысяч человек, и прием был фантастический! А прошлым летом хор выступал в Провансе. Эта поездка — один из призов от организаторов конкурса за победу на конкурсе «Европейский Гран-при». У нас было пять концертов в разных городах на юге Франции. Кроме концертов, что не менее важно, мы привезли массу новых впечатлений от тех мест, городов, ландшафтов живописнейшего региона интересной страны, что мы посетили.

— Как принимает публика разных стран ваше искусство? Интересно ли детское творчество и классическая музыка?

— Прием за рубежом, может быть, даже более восторженный, чем в России. Частая эмоция — удивление и восхищение тем, что дети могут петь так профессионально, вдохновенно и выразительно столь сложную музыку. Мы в известной степени находимся в привилегированном положении — у нас богатейшая русская, советская, российская традиция детского музыкального образования.

— Что вы думаете о театрализации и набирающих обороты шоу-тенденциях в хоровом искусстве — хорошо это или плохо?

— Сейчас, к сожалению, во всем превалирует зрелищность — это дань времени, но, на мой взгляд, это опасно. Люди перестают задумываться, размышлять, фантазировать, а реагируют только на картинку, на внешнюю оболочку. Массовое искусство стремится развлекать и завлекать, и меня это, конечно, настораживает. Мы в своей работе очень дозированно используем элементы театрализации — только в той степени, которая помогает детям раскрепоститься, раскрыться, поскольку хор не может хорошо петь, если дети зажаты. Свобода существования на сцене, основанная на импровизации, призвана помочь им естественнее выражать свои эмоции в пении, дает им еще одну возможность проявить грани своих талантов.

— Сейчас трудно говорить о каких-то планах, но все же: какие задумки на вторую половину юбилейного года?

— Мы планировали поехать на два конкурса в этом году: в августе — в итальянский Ареццо, а осенью — в Юрмалу. Посмотрим, суждено ли этому воплотиться. Но главное сейчас для нас — это возобновление полноценных хоровых занятий и, конечно же, возвращение в наш обновленный дом. Мечтаем все собраться по традиции 1 сентября перед монументом А.С. Пономарева в нашем роскошном парке, чтобы начать очередной насыщенный и интересный учебно-концертный сезон школы. И если это случится в этом году, то обязательно устроим большой музыкальный праздник в честь 55-летнего юбилея «Весны».