Ольга Ростропович: «Сама обзваниваю всех, кого хочу видеть»

12.03.2014

Евгения КРИВИЦКАЯ

C 27 марта по 5 апреля в Москве — при поддержке правительства Москвы и Министерства культуры РФ — состоится V Международный фестиваль Мстислава Ростроповича.

«Это маленький, но юбилей», — подчеркнула на пресс-конференции художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович. И назвала цифры: за прошедшие четыре года участниками фестиваля стали 19 симфонических и камерных оркестров, 6 хоровых коллективов, более 60 солистов. Юбилей будет отмечен парадом европейских симфонических оркестров и дирижеров. Об особенностях программы и критериях отбора — нашей газете рассказала Ольга Ростропович.

культура: В афише много новых имен — пианистка Пламена Мангова, норвежский виолончелист Трулс Морк… 
Ростропович:На мой взгляд, Трулс Морк сейчас один из лучших виолончелистов в мире. Он учился у Натальи Шаховской, а она в свою очередь — у Мстислава Ростроповича. Что касается Пламены Манговой — то она принимала участие в Фестивале Мстислава Ростроповича в Баку два года назад, и я уверена, что московская публика по достоинству оценит эту великолепную молодую пианистку. В фестивальной афише — такие блестящие музыканты, как Михаил Плетнев, который участвует в Фестивале не только как дирижер, но и как пианист, что большая редкость, всемирно известные дирижеры Мюнг-Вун Чунг, Эса-Пекка Салонен. 

культура:Эса-Пекка Салонен предстанет как интерпретатор музыки Шостаковича и привезет эксклюзив — незаконченную оперу «Оранго». Кто инициатор показа?
Мстислав Ростропович и Дмитрий ШостаковичРостропович: В декабре 2011 года Салонен провел мировую премьеру «Оранго» в Лос-Анджелесе, и мне очень хотелось представить эту оперу в России. Проект сложный, так как мы привозим и лондонский оркестр «Филармония», и зарубежных певцов, многие из которых подлинные знатоки музыки именно XX и даже XXI века. На концерте историю создания оперы расскажет Святослав Бэлза..  

культура: Неоконченную рукопись «Оранго» обнаружила в архивах композитора музыковед Ольга Дигонская в 2004 году. Не приоткроете ли тайны сюжета?
Ростропович: Шостакович начал работу над оперой в 1932 году — к 15-летию Октябрьской революции, по заказу Большого театра. Либретто писал Алексей Толстой вместе со своим постоянным соавтором Старчаковым. Опера сатирическая, Оранго — это человек-обезьяна, монстр и при этом в буржуазном мире он становится законодателем вкусов и общественного мнения, добивается власти над людьми. Оранго ненавидит коммунизм, пролетариат; в конце концов из-за этого он вновь превращается в обезьяну. Музыка «Оранго» очень яркая, даже в чем-то эпатажная, в духе «раннего Шостаковича». Дмитрий Дмитриевич не закончил это сочинение. Долгое время о существовании «Оранго» вообще не было известно. Когда в Музее Глинки обнаружили рукопись, Ирина Антоновна Шостакович (вдова Дмитрия Дмитриевича. — «Культура») попросила оркестровать «Оранго» английского композитора и музыковеда Джерарда Макберни. А затем передала партитуру Эсе-Пекке Салонену.

Мстислав Ростропович и Бенджамин Бриттенкультура: На фестивале прозвучит «Военный реквием» Бриттена — важное сочинение для вашей семьи. Вы помните обстоятельства тех лет, когда композитор написал его?
Ростропович: Я была маленькой девочкой, но помню переживания мамы, когда чиновники не выпустили ее на премьеру «Военного реквиема» в Ковентри. Она состоялась под управлением самого композитора в 1962 году по случаю освящения восстановленного собора Святого Михаила. Но все-таки спустя год Галина Павловна приняла участие в записи «Реквиема» на пластинку. Недавно я смотрела фильм, посвященный Бриттену: там использованы фрагменты из «Военного реквиема» с участием мамы, вновь поразилась, как замечательно звучит ее голос. Именно так, как хотел композитор: небесно, божественно, проникая в души людей, призывая их объединиться во имя мира. Еще в прошлом году я обсуждала с Владимиром Юровским возможность включения «Военного реквиема» в фестивальную афишу и рада, что теперь он прозвучит. Да еще в каком исполнении: приедет Лондонский филармонический оркестр с такими прекрасными солистами как Иэн Бостридж, Маттиас Гёрне, которого я так давно хотела пригласить для участия в фестивале.

культура: Как составляется фестивальная программа?
Ростропович: Работа начинается как минимум за год до начала фестиваля. Сейчас практически сформирована программа на следующий год. Обычно я обдумываю имена тех, кого хочется видеть среди участников, далее — переписка, переговоры: беру телефон и всех сама обзваниваю. Важно совместить сроки проведения фестиваля, а он всегда открывается в день рождения Мстислава Ростроповича — 27 марта, с графиком приглашенных музыкантов. Например, есть сложности с коллективами из США, ведь для них визит в Россию — это долгое путешествие, отнимающее не менее шести-семи дней. Хотя и здесь у нас есть яркий опыт: в 2011 году участником фестиваля стал знаменитый Американский театр балета (АВТ) из Нью-Йорка…

культура: Ваше кредо как художественного руководителя фестиваля?
Ростропович: Качество. Я всегда думаю о том, одобрил бы мой выбор папа. Это главный критерий. Рада, что есть возможность на неделю сделать Москву местом, куда съезжаются крупнейшие музыканты со всего мира.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Дмитрий Ухов 15.02.2015 19:22:40

    Спасибо за интересное интервью. А у Ирины Антоновны разве есть музыкальное образование? Почему она всем этим занимается - передала рукопись Джерарду Макберни, а не сыну Шостаковича, Максиму, известному дирижеру и почему Максим на выступил на фестивале Ростроповича? Ему там самое место. Не понимаю. Объясните кто-нибудь.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть