Квазимодный мюзикл

Денис БОЧАРОВ

03.03.2013

7 и 8 марта на сцене спорткомплекса «Олимпийский» в исполнении известных французских и канадских артистов — Гару, Брюно Пелетье, Элен Сегары, Даниэля Лавуа, Патрика Фьори, Жюли Зенатти и Люка Мервиля — прозвучат лучшие вещи из нашумевшего мюзикла «Notre Dame De Paris».

История создания этого, основанного на романе Виктора Гюго, музыкального произведения началась двадцать лет назад. Именно в 1993 году Люк Пламондон составил примерное либретто и продемонстрировал его композитору Риккардо Коччианте. На тот момент в арсенале последнего уже был ряд мелодий, ждавших своего достойного воплощения. Именно их Коччианте и предложил для мюзикла. Примечательно, что самая известная композиция «Notre Dame De Paris», «Belle», была написана первой.

Пять лет ушло у создателей на шлифовку материала, поиск исполнителей и доведение до ума сценария, и в сентябре 1998 года в Париже состоялась премьера. Вскоре после этого началось триумфальное шествие спектакля по всему свету: действо нашло массового зрителя почти во всех европейских странах, а также в Америке и России. Громкий успех представления красноречиво иллюстрирует факт попадания «Notre Dame De Paris» в Книгу рекордов Гиннесса как самого продаваемого мюзикла за первый год проката.

Можно спорить о музыкальных достоинствах этого произведения (в конце концов, оно подарило слушателям не так уж много поистине выдающихся мелодий), однако историческая ценность заключается в другом. «Notre Dame De Paris» вдохнул жизнь в агонизирующий и с трудом приживающийся где бы то ни было, за исключением Бродвея, жанр. После мощного триумфа творения Пламондона и Коччианте мюзиклы посыпались на слушателей как из рога изобилия.

Выяснилось, что для успешного мюзикла вовсе не обязательно придумывать оригинальный сценарий. К услугам авторов и продюсеров — мировое литературное наследие. И сегодня известных книг, по мотивам которых не был бы поставлен мюзикл, остается все меньше. То, что несколько лет назад показалось бы дикостью, сегодня воспринимается как норма: «Граф Орлов», «Остров сокровищ», «Мертвые души», «Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита», «12 стульев» — это уже не только книги и фильмы, но и идущие с разной степенью успеха мюзиклы.

У российского зрителя, как известно, с мюзиклом сложились весьма своеобразные отношения — нельзя сказать, что роман с жанром у нас состоялся. Однако «Notre Dame» являет редкое исключение — спектакль приняли. Поэтому предстоящие концерты, на которых прозвучат лучшие хиты из инспирированного французским классиком музыкального действа, вполне могут рассчитывать на успех.