Когда нас в бой пошлет...

Денис БОЧАРОВ

02.03.2013

В истории СССР были, по большому счету, только две общественно-политические фигуры, которым композиторы и поэты, по велению сердца или выполняя директиву партии, посвящали свои творения. После ленинской и сталинской эпох никогда более главные лица страны не воспевались столь истово, восторженно и пламенно.

Отечественная песенная лениниана прошагала рука об руку со страной на протяжении всего ее пути. «И вновь продолжается бой», «Ленин — это весны цветенье», «Ленин всегда с тобой» звучали на общесоюзном радио вплоть до начала 90-х годов ХХ века. Не так-то просто вспомнить крупного советского композитора-песенника, который бы в своем творчестве не стремился воплотить образ Владимира Ильича. Неудивительно поэтому, что многие песни, посвященные вождю мирового пролетариата художественно состоялись.

У отечественной «аудио-сталинианы» другая история. По сути, песни о Сталине — это законсервированный в определенном временном отрезке пласт советского музыкального искусства. Пик которого пришелся на 30–40-е годы и постепенно сошел на нет после инспирированного Никитой Хрущевым развенчания культа личности. Однако до 1956 года Сталин уверенно перехватил «пальму первенства» у своего предшественника — создавалось колоссальное количество музыкально-поэтических произведений, прославлявших лидера советского государства. Количество не всегда переходило в качество. В том, что сталинская песенная эпопея в исторической ретроспективе не смогла тягаться с ленинской, виноват не только Хрущев, наложивший вето на упоминание имени вождя. Просто подавляющее большинство посвященных Сталину опусов пестрело самоповторами (как музыкальными, так и текстовыми) и в целом носило неприкрытый елейно-заискивающий характер. Ведь одно дело — воздавать главе государства должное (пусть даже в восторженных красках), и совсем другое — сочинять, например, такие строки: «Дорогой товарищ Сталин, вождь великий Октября, это вы мне счастье дали, в люди вывели меня!» Огромную страну крайне сложно заставить петь хором подобные панегирики. Согласитесь, в этом смысле припев «Марша советских танкистов» из фильма «Трактористы» (до реставрации картины звучавший так: «Гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход, когда нас в бой пошлет товарищ Сталин, и первый маршал в бой нас поведет») выглядит куда убедительнее и, с сугубо творческой точки зрения, состоятельнее.

Именно поэтому знаменитый шедевр братьев Покрасс и Бориса Ласкина пережил ряд эпох и по сей день воспринимается так же аутентично и убедительно, как и в 1939 году. Кроме того, дожили до сегодняшних дней «Марш артиллеристов» Тихона Хренникова и Виктора Гусева, «Кантата о Сталине» Исаака Дунаевского и Михаила Инюшкина, «Несокрушимая и легендарная» Александра Александрова и Осипа Колычева, «Сталин — наша слава боевая» Матвея Блантера и Алексея Суркова, «Наш тост» («Выпьем за Родину, выпьем за Сталина») Исаака Любана на слова Арсения Тарковского и Матвея Косенко. Вот произведения музыкальной сталинианы, которые и сегодня на слуху. Просто потому, что в них все на своих местах и в разумных пределах.