Дмитрий Варшавский: «Никогда не считал себя кофеманом»

Денис БОЧАРОВ

17.10.2019

21 октября в столичном «Крокус Сити Холле» состоится концерт, посвященный 40-летнему юбилею «Черного кофе», одной из главных отечественных групп, работающих в стиле хард-энд-хэви. Собеседник «Культуры» — основатель, вокалист, лидер-гитарист и бессменный лидер команды Дмитрий Варшавский.   

культура: Итак, коллектив отмечает солидную дату. Чем порадуете на юбилейном концерте?
Варшавский: Планируем выступить оригинальным составом. Полагаю, неравнодушным к нашему творчеству людям будет приятно. Недавно записали альбом, в который вошли вещи из разных периодов — от самых ранних и вообще мало кому известных до совсем свежих. И хотя номинально пластинка выглядит как сборник, ее с полным основанием можно считать полноценным номерным студийным продуктом. Старались сделать так, чтобы диск слушался на одном дыхании и у публики не возникало впечатления, что между созданием одной и другой композиции разница несколько десятков лет.

Результатом я доволен, надеюсь, мои ощущения разделят и поклонники. Пластинка, просто и по-деловому названная «Черный кофе. Нам 40 лет», появится как на виниле, так и на цифровых носителях. В сущности, материал этого релиза и ляжет в основу юбилейного выступления. Ну и без обоймы обязательных хитов, само собой, не обойдется.

культура: Есть слухи, что Вы планируете несколько композиций исполнить на виолончели. Прямо как Ричи Блэкмор...
Варшавский: Ну, Ричи — отдельная история. Ему почему-то нравится считать себя виолончелистом. Однако, увидев его фотографию с инструментом, я понял: о виолончели он имеет весьма смутное представление — постановка руки неправильная. Могу судить вполне авторитетно, поскольку свою музыкальную деятельность начинал именно как виолончелист и лишь потом переключился на электрогитару.

По предложению нашего импресарио Ильдара Бакеева я достал из шкафа виолончель и буквально за два-три месяца вернул себе былую форму. А ведь не играл на этом инструменте 40 лет. Думаю, теперь буду использовать его по полной программе.

культура: Трудно ли оставаться успешным четыре десятилетия в не самой рок-н-ролльной стране? Предполагали ли, когда только начинали, что проекту «Черный кофе» уготована долгая жизнь?
Варшавский: Нет, конечно. Ведь тогда, на изломе 70–80-х, никому из нас и в голову не могло прийти, что всем этим разрешат официально заниматься и рок-музыка станет нашей профессией. Изначально стояла простая задача: играть то, к чему лежит душа, и попытаться это более-менее достойно записать.

На первых порах возможности выступать в клубах, исполнять свои вещи было более чем достаточно. О глобальных планах выйти на официальный уровень, а затем играть на крупных отечественных, не говоря уже о зарубежных, сценах и речи не шло. Но свершилось чудо: советская власть на излете изменила отношение к популярной музыке, и всем нам, молодым рокерам, преподнесла дивный подарок (улыбается).

культура: В этом году у «Кофе» двойной юбилей: не только дата образования коллектива, но и момент его возрождения. Ведь в 1999-м, вернувшись из Штатов, Вы «реанимировали» команду. Что дал многолетний опыт пребывания в Америке с профессиональной точки зрения? И главное: насколько наш доморощенный рок нужен «там»? Или же это американо-британская история, и правила игры не изменить?
Варшавский: Едва ли русский рок интересен за рубежом, как бы цинично ни прозвучало. За океан я отправлялся с единственной целью: понять, почему у нас одна ситуация, а у них совсем другая. Что мешает нам выпускать такие же классные записи? В общем, уехал «за бугор» учиться. Надеюсь, проведенные в Америке неполные семь лет прошли не зря.

Что же касается отсутствия интереса к российской популярной музыкальной культуре... Им своей хватает с избытком. Исключений лишь два, и связаны они, по моим наблюдениям, с Германией, сколько бы ни говорили про «Парк Горького» или группу «t.A.T.u.». В середине 80-х, рок-н-ролльное сообщество потревожили Scorpions, потом, спустя примерно полтора десятка лет, то же сделали Rammstein. Конечно, есть еще один поп-феномен, по степени влияния сопоставимый с The Beatles, — шведы ABBA. Но все это редкие исключения.

Англо-американский музыкальный рынок очень ревниво охраняет свою территорию. Там могут сосуществовать только «родные» артисты — чужаки не нужны, будь они хоть семи пядей во лбу.

культура: Вам сейчас 55. Это много или мало для рокера?
Варшавский: Как ни парадоксально, о возрасте задумываешься в молодости. В двадцать сложно представить, что будет, когда стукнет тридцать-сорок. А по мере взросления просто перестаешь об этом размышлять. Понимаешь только одно: приходит опыт — личный, музыкальный. В целом я от себя 20-летнего отличаюсь лишь тем, что знаю больше.

культура: За сорокалетнюю историю группы сквозь Вашу «кофемолку» прошел не один десяток музыкантов. Вы несговорчивый руководитель или же причина в другом?
Варшавский: Нет, я славный парень. Просто все диктует быт. Пик славы нашего коллектива пришелся на эпоху слома государственного устройства: распался СССР — его смыслообразующим и естественным преемником стала Россия. Соответственно, музыканты стали мыслить иначе. Одни устали от сложившейся жизни, впали в апатию, другие отчаянно горели желанием вылезти из подвалов и вырваться на стадионы. Потому-то и «кофейные» люди сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой. Все происходило само собой, специально никого не выгонял, но всегда приветствовал творческую инициативу.

культура: Во второй половине 80-х — начале 90-х наши рокеры не только пытались привнести новый саунд, но и писали бьющие наотмашь тексты. Продолжает ли русский рок выполнять ту же роль, что и 30–35 лет назад, или его социально-политическая миссия навсегда утеряна?  
Варшавский: Сейчас, благодаря, а может быть, и вопреки интернету, у людей появилось столько свободы, о которой в иные годы и мечтать не приходилось. Каждый волен высказываться во всеуслышание — было бы чем поделиться с публикой. Поэтому рок уже не столько конкурирует с Сетью, сколько не чувствует острой необходимости доносить до слушателя правду-матку. Теперь рок-музыка — один из многих источников получения аудиоинформации, не больше и не меньше. Влияние рок-н-ролла на умы и души сегодня, конечно, несопоставимо с тем, что наблюдалось в 50–80-е.

культура: По последним данным, в России уровень потребления кофе на душу населения становится все выше. Мы догоняем Италию и Финляндию, не говоря уже о государствах Южной Америки. Эта тенденция каким-то образом сказывается на популярности отечественной рок-группы с красноречивым названием?
Варшавский: Ха, здорово подкололи. Вообще убежденным кофеманом себя никогда не считал. В последнее время, правда, «подсел»: несколько чашечек в день себе позволяю. Смею предположить — кофе, как и музыка, со временем «выдерживается». Нельзя сказать, что не портится, все-таки не вино. Просто становится неким важным феноменом в нашей жизни.

Получаю в последнее время письма, где мне говорят: песни группы в определенных ситуациях кого-то поддержали, кому-то помогли, где-то, подобно чашечке хорошего кофе, взбодрили. А это уже немало.



Фото на анонсе: Игорь Генералов/ТАСС