Звучный юбилей

04.10.2019

Александр МАТУСЕВИЧ

В этом году Российский государственный симфонический оркестр кинематографии отмечает 95-летие со дня основания, а его художественный руководитель и главный дирижер Сергей Скрипка празднует 70-летие. Коллектив — ​единственный в мире кинооркестр с почти вековой историей. Музыканты участвовали в создании нескольких тысяч советских и российских кинофильмов; сотрудничали со всеми киностудиями страны, большинством выдающихся отечественных композиторов и режиссеров. Шедевры киномузыки, исполненные и записанные РГСОК, стали музыкальной классикой — ​они уже давно звучат вне киноэкрана, включаются в концертные программы, а также топовые музыкальные проекты на телевидении и радио. Более четверти века коллектив возглавляет народный артист России Сергей Скрипка, проработавший в оркестре в общей сложности 45 лет.

Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости

культура: Сергей Иванович, расскажите о предстоящем юбилейном сезоне.
Скрипка: Мы проведем серию филармонических симфонических концертов: «В каждой ноте — ​Россия», посвященный творчеству Рахманинова, «Цыганские напевы», где прозвучит музыка Бизе, Энеску и Равеля, а также концерт под названием «Скрябин. Мечты».

Продолжаем наш проект «Живая музыка экрана». В ноябре представим концерт «Портреты композиторов», в январе — ​«Музыку первых звуковых фильмов», а в марте — ​«Мастера комедии. Гайдай и Данелия».

У нас также есть абонемент и в Филармонии‑2, где планируем показать интересные программы: «Мелодии любви», «В поисках разгадки» (музыка к детективам), «Незабываемые» (музыка из известных сериалов).

культура: Удивительно, что Ваш коллектив был основан в эпоху немого кино…
Скрипка: История Оркестра кинематографии началась в сентябре 1924 года, когда в кинотеатре «Арс» на Тверской демонстрацию фильма впервые сопровождал оркестр, заменивший пианиста-тапера. Зрителям это понравилось. Вскоре музыканты, которыми руководил композитор и дирижер Давид Блок, стали играть и в других залах. В 1938-м коллектив, до этого момента не имевший постоянного состава, приписали к студии «Союздетфильм». Имеются документы, подтверждающие, что оркестр занимался именно озвучиванием фильмов. В газете «Вечерняя Москва» также сообщается о выступлениях перед сеансами, есть архивные фото того периода. Официальное признание удалось получить гораздо позже, в 1943 году. В первом составе было примерно 25 человек, руководил музыкантами Блок. Во время войны, в 1944-м, оркестр отметил 20-летие выступлением в Колонном зале Дома Союзов. В нашем архиве хранится программка этого концерта.

культура: Ждать ли новых открытий, касающихся истории коллектива?
Скрипка: К юбилею выйдет очередной буклет. А к столетию, думаю, опубликуем какие-то новые данные. Сейчас собираем материалы о тех, кто трудился в оркестре, и тех, кто им руководил. Назовите любого дирижера: Небольсин, Дугашев, Гаук, Аносов, Голованов, Эрмлер, Дударова, Силантьев, Светланов, Нерсесян, Рождественский… Все успели поработать у нас.

культура: Говорят, Вы храните уникальную библиотеку с автографами многих советских композиторов…
Скрипка: Это не библиотека, а архив рукописей. На нас часто обижаются, если отказываемся выдавать партитуры. Но мы не имеем права свободно распоряжаться документами: письменное разрешение должны дать правопреемники. Тогда, если ноты вдруг опубликуют, к нам не будет никаких претензий.

Раньше композитору не выплачивали гонорар, пока он не сдаст ноты в наш архив. Многие хранилища нотных записей, такие как библиотека Союза композиторов, в 90-е утратили половину партитур. Мы же смогли уберечь. Но тоже не без потерь, поскольку шла, например, целенаправленная охота за опусами Шнитке. А вот композитор Вячеслав Овчинников, автор музыки к фильмам «Иваново детство» и «Андрей Рублев», сам вывез все свои партитуры.

культура: В 1970-е годы Ваш коллектив был огромным — ​два с половиной состава оркестрантов и семь дирижеров!..
Скрипка: В 70–80-е годы оркестр выполнял масштабный заказ: мы озвучивали все киностудии Советского Союза. Даже выстраивалась очередь на запись. Работали по три смены, в нескольких местах, иногда параллельно. В штате числилось около 200 человек, и все постоянно были задействованы. Утром, например, едешь в Химки, затем на автобусе перевозят на Центральную студию документальных фильмов, располагавшуюся в Лиховом переулке, а третью смену могли отработать на «Мосфильме». С собой — ​термос и бутерброды, перерыва на обед не было…

Нынешний состав оркестра позволяет исполнять и эстрадную, и симфоническую музыку, и джазовые композиции. Есть профессиональные солисты, например, саксофонист, три гитариста, аккордеонист, пианист, а также пианист-импровизатор.

культура: Вы делали фильмы вместе с выдающимися режиссерами и композиторами и как-то сказали, что, например, про работу Данелии и Канчели можно было снять отдельное кино…
Скрипка: Георгий Данелия — ​невероятно талантливый человек! Он прекрасно разбирается в музыке, и это создавало дополнительные трудности. Музыку-то он знал хорошо, а вот говорить на профессиональном языке не мог. Когда Данелия выводил Канчели из себя, композитор замечал: «Слушай, нот всего семь, ты когда-нибудь, может, их выучишь?..» (Смеется.)

культура: Как записываются песни в исполнении актеров для фильмов?
Скрипка: Это делается заранее, до съемки, хотя иногда бывает и наоборот, если режиссеру, к примеру, нужно, «чтобы на полсекунды было длиннее». Впервые с этим столкнулся, когда записывали музыку к одному мультфильму, и у нас получилось на секунду дольше. Режиссер говорит: «Надо переделать». А я спрашиваю: «Из-за одной секунды?» Он мне отвечает: «Вы не понимаете, что для одной секунды нужно нарисовать 24 кадра?»

Помню, в фильме «Жестокий романс» целый день озвучивали сложнейший номер с большим количеством наложений: сцену на палубе. На следующий день Эльдар Рязанов говорит: «Надо переозвучить, музыка должна быть на секунду длиннее». За нас встала горой феноменальный музыкальный редактор, проработавшая на «Мосфильме» полвека — ​Раиса Александровна Лукина. Ее Рязанов послушал…

культура: Назовите любимого зарубежного «кинокомпозитора», который вдохновляет Вас как дирижера.
Скрипка: Ценю Генри Манчини, Джона Уильямса. А в сентябре в Зале Чайковского мы играли целую программу, посвященную композиторам, получившим «Оскара» за музыку к фильмам. Публика услышала знаменитые темы Леонарда Бернстайна, Франсиса Лея, Нино Роты, Мишеля Леграна, Поля Мориа, Герберта Стотхарда, Стиви Уандера, а также Сергея Никитина, Эдуарда Артемьева и многих других. Этот концерт был посвящен 90-летию американской кинопремии, которое отмечается в этом году.

5 октября мы будем праздновать сразу два юбилея: 95-летие оркестра и мое 70-летие. Позвали много гостей — ​музыкантов-исполнителей, композиторов и, конечно, режиссеров. Хотим показать то, что сделали за последние пять лет, — ​самые интересные вещи. Заодно планируется встреча со всеми солистами, с которыми мы работаем постоянно — ​нашей общей, очень теплой, любимой семьей!..

культура: Минувшая пятилетка оказалась особенно плодотворной?
Скрипка: В числе работ последних лет — ​запись музыки Эдуарда Артемьева, Энри Лолашвили, Юрия Красавина, Артема Васильева, Юрия Потеенко, Анджело Бадаламенти к российским фильмам и сериалам, в числе которых «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского; «Ликвидация», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон» Сергея Урсуляка; «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселева, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева; «Сталинград» Федора Бондарчука, «Собибор» Константина Хабенского. Как видите, достижения есть.



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть