Особый «Статус»

Денис БОЧАРОВ

18.09.2019

Группа Status Quo традиционно входит в пятерку самых любимых (наряду с The Beatles, Deep Purple, Nazareth и Slade) на постсоветских просторах западных рок-коллективов. Недавно команда выпустила новый студийный альбом «Backbone». Собеседник «Культуры» — бессменный лидер проекта, вокалист, гитарист и композитор Фрэнсис РОССИ.

культура: «Backbone», если не ошибаюсь, первый за шесть лет студийный диск Status Quo, состоящий из свежего материала. Что услышат поклонники?  
Росси: А стоит ли вообще ожидать каких-либо откровений от такой команды, как Status Quo? Ну а если серьезно, то за последнее время в британской прессе промелькнуло несколько текстов, негативно оценивших перспективы группы без Рика Парфитта, скончавшегося несколько лет назад. Да, он был моим «собратом по оружию» на протяжении без малого полувека, и поэтому многие думали, что после ухода Рика время Status Quo подошло к концу. Мы скорбим по нашему другу, и в известной мере заменить его невозможно. Но жизнь все-таки продолжается, смерть Рика Парфитта ни в коей мере не должна означать финиша Status Quo. Да и сам Рик, я уверен, этого не хотел. К тому же заменивший его гитарист и вокалист Ричи Мэлоун справляется со своими обязанностями весьма достойно. Более того, он присоединился к группе за несколько месяцев до кончины Парфитта. Поэтому полноправным участником коллектива может себя считать уже несколько лет.

Проделанной работой вроде как все довольны. Не столь важно мнение высоколобых критиков, главное — большинство поклонников от нас не отвернулись.

культура: Планируете ли Вы развить успех релиза «по горячим следам», как это принято у рок-музыкантов: альбом — тур — альбом — тур?  
Росси: Да, схема, конечно, обкатанная и опробованная десятилетиями. Но в нашем случае, думаю, не вариант. По крайней мере, в нынешнем году. Следующей осенью — возможно. Тогда, надеюсь, не упустим случая заглянуть и в Россию. Вашей аудитории мы очень симпатизируем.

культура: Один из альбомов Status Quo носит ироничное название: «В поисках четвертого аккорда» («In Search Of The Fourth Chord». — «Культура».) Лично мне эта «самокритика» всегда казалась излишней. По-моему, незадачливый журналист, однажды окрестивший вас группой трех аккордов, ничего не понимал в музыке, либо вообще не слышал записей Status Quo. Ведь в арсенале команды хватает сложных по структуре, многослойных композиций. Вас самого не коробит невольно прилипший к коллективу «трехаккордный» бренд, или уже за долгие годы успели привыкнуть?
Росси: Я полагаю, название диска показывает — у группы Status Quo есть чувство юмора. Зачем иные репортеры прицепляются к этим трем аккордам, для меня загадка. В конце концов, у Моцарта и Бетховена — ни в коем случае не смею ставить себя на одну планку с гениями, — тоже полно произведений, сочиненных на двух-трех аккордах.

И вообще давайте начистоту: так ли часто задумываетесь, насколько сложно устроена ваша любимая музыка? Ну это же чепуха. Дело не в количестве аккордов, а в качестве произведения.

культура: В этом году Вы отметили личный юбилей. Каково это — ощущать себя 70-летней рок-звездой?
Росси: В моем случае возраст не имеет большого значения. Я просто успел привыкнуть к ситуации, смириться с ней. Первые шаги в музыкальном бизнесе сделал в 16 лет. Вот представьте: в 25 ты думаешь, что староват для подобных занятий. В тридцать понимаешь: уже неуместен для рок-н-ролльного пиршества. А когда долбит «полтинник», ловишь себя на мысли: а не задержался ли ты вообще на этом свете? Поэтому сейчас, в семьдесят, подобные сентенции кажутся просто смешными.

Жизнь идет своим чередом, мы не молодеем, но до последнего вздоха стараемся заниматься тем, для чего вроде бы предназначены. А значит, любые рефлексии на тему возраста излишни.

культура: Черпаете ли Вы вдохновение в новой музыке, следите за ней? Или столь почтенному джентльмену (Фрэнсис Росси — кавалер ордена Британской империи. — «Культура») подобная возня вроде как не по чину? Точнее, не по «Статусу».
Росси: Хороший каламбур. Конечно, какие-то интересные вещи мимо не проходят. Но скажу так: специально не ищу новинки, скорее ориентируюсь на то, что мне нравится. А такого вокруг всегда в изобилии.

культура: Status Quo неоднократно делили сцену с группой Queen, Вы были хорошо знакомы с Фредди Меркьюри. Что скажете о прошлогодней «оскароносной» картине «Bohemian Rhapsody»? И как вообще относитесь к рок-байопикам, которых в последнее время выходит все больше и больше?
Росси: Никак не отношусь. Мало кто из моего рок-н-ролльного окружения следит за подобными кинематографическими откровениями. Вот дочка раза три-четыре ходила на «Богемскую рапсодию» и осталась в полнейшем восторге. Я пытаюсь объяснить ей, что все было не так, Фредди абсолютно не соответствует экранному воплощению. Но и не продавливаю свою точку зрения. Поскольку твердо отдаю себе отчет: это всего лишь кино.

культура: Вернемся к названию коллектива. На латыни status quo дословно означает «положение, бывшее до войны». Как бы Вы оценили нынешние напряженные отношения между Россией и Великобританией?
Росси: Это все пропаганда, политические дрязги и прочая шелуха. Всяк кулик свое болото хвалит. Англичане верят в собственную исключительность, немцы считают, что круче их никого нет, американцы мнят себя пупом земли. На самом деле, люди в любой точке планеты остаются просто людьми. Поэтому давайте успокоимся и постарается хотя бы на личном уровне уважать и беречь друг друга.

культура: В России едва ли не самая любимая песня из репертуара Status Quo — «In The Army Now». Правда, многие не в курсе, что композиция написана не вами, а малоизвестным голландским дуэтом Bolland & Bolland. Почему решили в далеком 1986-м сделать кавер-версию этой вещи?
Росси: Я сразу влюбился в мелодию — она буквально проникла в подсознание. К тому же меня очень тронул текст. Вспомнил своего одноклассника: ему было двенадцать лет, он не успевал по некоторым предметам, за что получал выговоры от преподавателей. Порой ныл в духе: «Не хочу ходить в школу, уж лучше служить в армии». Потом он туда угодил, и впечатления о службе оказались весьма далеки от тинейджерских иллюзий. Думаю, эта тема интернациональна, созвучна умонастроениям людей во всех уголках планеты. Может быть, именно поэтому «In The Army Now» и стала одним из самых громких и известных хитов нашей группы.


Фото на анонсе: Martin Müller/imago images/TASS