Владимир Шахрин: «На ваши баррикады не полезу, я на своих отстоял»

Денис БОЧАРОВ

27.06.2019

В саду «Эрмитаж» состоялся концерт, посвященный юбилею лидера группы «Чайф». С Владимиром Шахриным пообщался корреспондент «Культуры».

культура: Группа «Чайф» — один из немногих коллективов, которые не проходят мимо всяких «датских» историй. И все же концерт по случаю Вашего юбилея нечто особенное?
Шахрин: Сам день рождения отметили на даче. Никаких вип-гостей, только друзья детства, одноклассники, семья, музыканты группы «Чайф» со своими детьми, внуками. Отлично посидели.

Что касается концерта... Старался подбирать песни так, чтобы программа отличалась от прошлогодней и позапрошлогодней. Конечно, от исполнения хитов никуда не уйти, но как минимум одна треть посвящена композициям, которые в предыдущие два-три года не звучали.

культура: Каково ощущать себя 60-летним рокером? Не давит солидная цифра?
Шахрин: Удивительная вещь — на днях репетировали, было состояние легкого дискомфорта. Казалось, звучим не очень, да и сам я какой-то вялый. А вот сейчас приехал с репетиции и понял: все супер, огонь полыхает, сыграли программу на одном дыхании, поется и играется хорошо, ноги сами в пляс идут. Так что в свои шестьдесят, слава Богу, ощущаю себя бодрячком.

культура: Ровно год назад в России проходило знаковое спортивное мероприятие. Конечно, Вам тысячу раз задавали вопрос про «Аргентину — Ямайку». А не просят порой спеть что-то вроде: Россия — Саудовская Аравия, 5:0?
Шахрин: Когда шла та самая игра, во время результативного штрафного удара, уже в добавленное время, включил камеру на телефоне и какие-то переделанные слова спел. Ролик гулял по Сети на протяжении всего чемпионата.

Конечно, люди частенько просят написать про конкретный матч. Обычно отвечаю, что во всем нужно знать меру, иначе такими темпами можно докатиться до уровня стишат вроде «Гаврила был примерным мужем...»

культура: Вы родом с Урала. Это как-то отражается на Вашем мировосприятии или Владимир Шахрин — человек мира?
Шахрин: Я на сто процентов уральский мужик, эдакий кулацкий правнук. Для меня важно собственничество в хорошем смысле слова, я должен понимать: это моя группа, моя семья, мой участок земли, тут должен быть порядок.

Семья Шахриных в свое время была довольно большой: отец, три брата и три сестры, то есть семь детей. Но лицензию купца второй гильдии имел один человек, потому что за это надо было платить. Остальные — крестьяне. Работали на земле, пшеницу выращивали, было несколько мельниц и даже маслобойня.

Дом моих предков стоит до сих пор, в 2014 году ему исполнилось 100 лет, там был и штаб Красной армии, и горсовет, а сейчас — краеведческий музей.

культура: Не так давно Ваш родной Екатеринбург пережил скандал со строительством храма. Как Вы относитесь к этой истории?
Шахрин: Жизнь за последний месяц научила очень тщательно подбирать слова. Для меня лично это была внутригородская история, но довольно конфликтная. Есть часть горожан, которые хотели бы, чтобы у нас снова появился храм Святой Екатерины, покровительницы города, в честь которой Екатеринбург, собственно, и назван.

Появились частные инвесторы, которые готовы построить храм. Вначале хотели на прежнем месте, но оно уже обустроено: там старинный фонтан, сквер со скамеечками, есть маленькая часовня, здания в стиле конструктивизма. Потом появилась еще одна идея: сделать такой достаточно лубочный проект, больше ориентированный на туристическую привлекательность. Но эта инициатива как-то не прижилась.

В общем, по мере того как история стала набирать обороты, мне показалось: послушайте, мы не можем православных постоянно шпынять туда-сюда. Есть люди, которым нужен храм, и те, кто хочет, чтобы здесь оставалась полянка. Думаю, моего городского авторитета хватит, чтобы стать посредником между двумя заинтересованными сторонами. Мне кажется, мы, горожане, в состоянии решить вопрос сами. А то вдруг повылезали — начались прямые трансляции с места событий, появились сюжеты по «Би-би-си», «Си-эн-эн», подняли хайп на весь мир. Словом, эта история весьма неприятная, она меня многому научила. Информационное пространство изменилось до неузнаваемости.

культура: И как же следует фильтровать информацию?
Шахрин: После этих событий, когда на меня высыпалось столько оскорблений и неправды, сколько за всю жизнь не было, я сел, выключил две радиостанции, которые были у меня в машине, — просто взял и стер их, сегодня ведь можно программировать приемник. Заблокировал на телефоне два интернет-портала, еще какие-то новостные сайты. И жизнь наладилась, потому что в лицо никто не сказал мне ни одного плохого слова, не предъявил ни единой претензии.

Порой стою в городских пробках, люди сигналят, просят открыть окно, говорят разные приятные вещи, благодарят за песни, за творчество, желают удачи. То есть, в принципе, с нашествием информационного мусора биться можно и нужно. Просто обществу следует понять, что сегодня нужна своего рода интернет-гигиена. Мы же моем руки, чтобы отсечь источник грязи, верно? Так и здесь: всех этих бациллоносителей и разносчиков нечистот надо как-то от себя отшить, и дело с концом.

культура: Недавно по одному каналу был показан фильм «Жить надо в «Чайф». А от чего «чайфуете» Вы?
Шахрин: Я люблю жизнь, мне нравится, что в свои шестьдесят хочу познавать новое, стремлюсь чему-то научиться. Есть отличные книги, отличные фильмы, прекрасная музыка. Замечательные люди, наконец...

Недавно к нам на репетицию приходили ребята и задали вопрос: в чем состоит протест рок-музыки? Я ответил на собственном примере. Мне в свое время хотелось донести до окружающих простейшую мысль: ребята, позвольте мне играть музыку, которую я хочу, не надо ничего запрещать, дайте возможность выступать. Наполните музыкой, что мне дорога, радиоэфир, выпускайте хорошие грампластинки, не лишайте шанса увидеть мир. Хочу смотреть фильмы, которые смотрит вся планета, а не читать в книжках о мастерах, чьи ленты не видел.  

И вот — у нас получилось. Поэтому, ребята, если у вас есть цель, сформулируйте ее четко и добивайтесь. Только на ваши баррикады я не полезу. Я на своих отстоял, а со своими делами вы как-нибудь разберетесь. Главное, чтобы вы сами понимали, чего хотите.

культура: Вы неоднократно отмечали, что одно из первых Ваших ярких музыкальных впечатлений связано с концертным альбомом The Rolling Stones 1970 года «Get Yer Ya-Ya’s Out». «Роллингам» уже 65. У «Чайфа» есть амбиции дотянуть до столь почтенного срока?
Шахрин: Я не думаю, что в возрасте Мика Джаггера у меня будет желание крутить тазом и скакать, — смотрится как-то странновато. Другое дело — Би Би Кинг. Я был на его концерте, когда великому блюзмену стукнуло восемьдесят. Так вот, он просто сидел на табуретке, но выглядел очень достойно. Думаю, как Би Би Кинг, мы точно сможем (смеется).

Что касается возраста нашей группы, то мы ведем отсчет с первого концерта «Чайфа». Получается, что в будущем году нам будет 35, а так мы с Володей Бегуновым играем с 1976 года. На моем дне рождения, кстати, были практически все участники нашего первого школьного ансамбля, который в 74-м сколотился. Ребята даже вспомнили и исполнили фрагмент из рок-оперы, которую мы придумали в 1975 году — было очень трогательно.

культура: Ваш пес Альфред Иванович — настоящий герой интернета. Откуда у него такое серьезное имя?
Шахрин: Да, Альфред Иванович в «Инстаграме» нас, что называется, «делает». То есть мы выкладываем видео с наших репетиций — ну, там полторы-две тысячи заходов, может, и наберется. А стоит разместить ролик, где Альфред Иванович просто по участку бегает — бац, 607 000 просмотров.

Пять лет назад 1 января стоял страшный холод. Вышел во двор, слышу, кто-то скулит за калиткой, кинулся к двери. Вижу: большой пес, худой, кровь из носа идет. У нас оставался кусок курицы по-пекински, и я бросил ему этот «скелет», он встал, принял угощение. Смотрю, лапа перебита, хромает. Я пустил его к нам, из каких-то одеял сделал подобие будки, чтоб не замерз: мол, потом хозяин найдется, главное, чтобы сейчас выжил.

Но время шло, никто собаку не искал, а тем временем он уже привык, хвостом начал вилять. Свалился он на нашу голову, как инопланетянин Альф из сериала. Так мы его и решили назвать. Незаметно прошел год, пес совсем освоился, заматерел, подружился с детьми, начал охранять участок. Когда уезжаем, он может несколько дней оставаться один, и за порядок беспокоиться не стоит. Со временем решили дать ему отчество, дабы выказать уважение. А почему Иваныч? Ну что ж, все-таки на Руси живем (улыбается).

культура: Новая пластинка «Чайфа» не за горами?
Шахрин: Альбом практически готов, но летом выпускать диск нет смысла — трудно будет привлечь внимание. Так что, думаю, осенью, когда народ вернется после отпусков, пластинка будет напечатана.

С названием, правда, пока не определились. Вот сейчас последнюю песню закончим, попробуем поставить треки в нужном порядке, послушать, и, надеюсь, оно само собой появится.


Фото на анонсе: Сергей Бобылев/ТАСС