Татьяна Визбор: «Отца ценили прежде всего за искренность»

Денис БОЧАРОВ

19.06.2019

20 июня одному из любимых отечественных бардов, кинематографисту, путешественнику Юрию Визбору исполнилось бы 85 лет. А через день, 22-го числа, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоится большой концерт, приуроченный к этой знаменательной дате. Корреспондент «Культуры» пообщался с дочерью Юрия Иосифовича — Татьяной Визбор.

культура: Вечер назван по строчке из знаменитой песни Визбора «Ночная дорога»?
Визбор: Совершенно верно. Мне показалось, что у юбилейного торжества не может быть лучшего заголовка, чем «Нет дороге окончанья».

культура: А если попытаться переосмыслить это название чуть более философски, нет ли у Вас ощущения, что если не окончание дороги, то некая стагнация в области бардовской песни налицо? Золотая эпоха жанра осталась далеко позади...
Визбор: Не согласна. На мой взгляд, рановато отводить авторской песне место на задворках истории. Гитара, как и прежде, самый демократичный инструмент, наиболее удобный и универсальный для самовыражения.

Бардовское движение никуда не делось, другое дело, что определенные трансформации и корректировки направления с течением времени неизбежны. Так, сегодня многие начинающие артисты склонны относить себя к жанру «акустический рок». Я часто бываю на фестивалях авторской песни и вижу много талантливого «молодняка» — людей, здорово сочиняющих как слова, так и музыку, со временем не убавляется. Так что за жанр я спокойна, все идет как надо.

Другое дело, что первопроходцев жанра — Окуджаву, Высоцкого, Визбора, Галича, Анчарова знают все, а имена сегодняшних исполнителей широко не известны. Но это не значит, что надо относиться к ним предвзято.   

культура: А сам Визбор, когда сочинял, что ставил во главу угла — мелодическую линию или лирическую основу?
Визбор: Отец не подразделял сочинительский процесс на две отдельные составляющие. Другое дело, что когда он боялся испортить стихи, то приглашал к сотрудничеству Сергея Никитина и Виктора Берковского.

Кстати, любопытная история произошла со стихами Павла Шубина, посвященными городу Мурманску. Отец снимал документальное кино (он вообще считал своей основной профессией документалистику). В фильм «Мурманск-198» вошло несколько песен, исполненных Визбором. Одна из них написана Сергеем Никитиным на стихи Павла Шубина. Сергей Яковлевич до сих пор, исполняя эту композицию на концертах, предваряет ее следующей ремаркой: «Стихи Павла Шубина, музыка Сергея Никитина, а песня Юрия Визбора». Отец обладал совершенно уникальной способностью делать все песни, которые исполнял, своими. Поэтому до сих пор в рассуждениях об авторстве существует путаница. Многие до сих пор не могут договориться, кто написал «Кожаные куртки, брошенные в угол...» — Городницкий или Визбор? А уж папину песню «Зато мы делаем ракеты...» («Рассказ технолога Петухова». — «Культура») кому только не приписывали.

культура: Действительно, нередко авторство песен, спетых Вашим отцом и известных именно в его трактовке, принадлежит «триумвирату» Визбор — Берковский — Никитин. А если бы попытались проникнуть в «творческую кухню» этих мастеров, что бы мы там увидели?
Визбор: Могу рассказать истории создания знаменитой «Ночной дороги». Дело было так. Собрались друзья, они очень часто встречались — Никитин, Сухарев, Визбор и Берковский. Сергей Яковлевич и Виктор Семенович, сложив музыкальные наработки, обнаружили, что они очень здорово стыкуются. А Сухарев с Визбором устроили шуточный поединок и с ходу написали стихи — в результате, по общему признанию, победил отец. У Дмитрия Антоновича было что-то про стюардессу, а папа сочинил именно тот текст, который сегодня знают все.  

И такие спонтанные творческие посиделки происходили довольно часто.

культура: Огромное количество песен Визбора пронизано «путевой» романтикой. Дорога действительно была его образом жизни?
Визбор: Да, он вообще на месте не сидел. Не знаю даже, как ему все удавалось, как он все успевал. Порой создается ощущение, что он за свои пятьдесят лет прожил значительно больше, нежели иной человек за девяносто лет.

культура: Возвращаясь к авторской песне, как, на Ваш взгляд, воспринял бы сегодня Юрий Иосифович телешоу «Три аккорда»?
Визбор: Трудно сказать. Отец был человеком феерического остроумия и поэтому, возможно, отнесся бы не слишком серьезно. Помню, как мы в байдарочных походах напевали что-то вроде «И чирикают пташки-канашки, а автомат изрыгает ситро...» Понятия не имею, что это такое и откуда растут ноги у подобного фольклора.

Помните песенку «Пара-понци-понци-по», которая вошла в фильм «Красная палатка»? В картине она звучит с итальянскими словами, Визбор же написал шуточный текст. И когда отец однажды исполнил эту вещицу в Италии, пытаясь продемонстрировать окружающим, что он не только лингвист-полиглот, но и знаток итальянского фольклора, люди от него шарахнулись. А потом объяснили, что даже в нашем фольклоре, включая «Гоп со смыком», нет аналога тому неприличному, бандитскому тексту, который итальянцы заключили в эту песенку. Но отца это не слишком коробило.

Так что, думаю, и «Три аккорда» не вызвали бы у папы отторжения. В музыкальном отношении он был на редкость всеядным, в хорошем смысле этого слова. Я даже не знаю, существовал ли такой музыкальный жанр, которым бы отец не интересовался. Ловил западные радиостанции и сквозь шумы и потрескивания записывал все — от Энгельберта Хампердинка и Элтона Джона до Антониу Карлоса Жобина и рок-оперы «Jesus Christ Superstar».

культура: Осознавал ли Визбор свою значимость, понимал ли, что, наряду с Окуджавой и Высоцким, является отцом-основателем жанра, у которого в нашей стране масса почитателей и последователей?
Визбор: Ни о чем таком он даже не думал. Он писал, как дышал. Фраза «каждый пишет, как он дышит» в какой-то степени именно о нем. В этом, кстати, основное отличие мастеров авторской песни: барды не пишут, когда не хотят.

А уж в том, что касается актерских работ, — отец вообще к себе серьезно не относился. Изумлялся, что умудрился сняться в восемнадцати фильмах.

При этом сын Мартина Бормана считал, что в «Семнадцати мгновениях весны» создан самый убедительный образ его отца.

культура: В своих песнях Юрий Иосифович предстает открытым, компанейским человеком, внушающим уверенность: дескать, «Держись, мужики, прорвемся!» Насколько этот образ соответствовал реальному Визбору?
Визбор: Поначалу не особо — это был обыкновенный мальчик-ботан из приличной семьи. Но, начиная со старших классов школы, Визбор стал себя активно, что называется, «делать». Все его друзья впоследствии отмечали, что Юрка стал героем собственных песен. Он придумал образ, который получился более чем органичным. Ничего искусственного и напускного в облике Визбора не было.

Все, что происходило в жизни папы, будь то радостные или трагические события, впоследствии отражалось в песнях. Это был своеобразный выход эмоций. Наверное, прежде всего за искренность и естественность отца и ценили окружающие.