Как «битлы» схватили за руку Америку

Денис БОЧАРОВ

16.01.2014

Полвека назад, 18 января 1964 года, песня The Beatles «I Want To Hold Your Hand» («Я хочу держать тебя за руку») вошла в американский национальный хит-парад, который вскоре и возглавила. С этого момента берет начало поп-музыкальный феномен, вошедший в историю под термином British Invasion (британское вторжение). Оно в корне изменило ход развития рок-н-ролла.

К началу 64-го битломания за пределы Великобритании и нескольких европейских стран не выходила. Связано это было во многом с тем, что участники ливерпульской четверки наотрез отказывались ехать в Америку до того, как станут в местных чартах номером один. Довольно самоуверенное, но, как оказалось впоследствии, оправданное решение. Дело в том, что еще до битловского успеха многие английские поп-звезды первой величины предпринимали попытки завоевать американский рынок. Но неизменно терпели фиаско. Джону, Полу, Джорджу и Ринго не хотелось повторять ошибок предшественников. 

Менеджер группы, Брайан Эпстайн, неоднократно пытался заинтересовать штатовских заправил шоу-бизнеса творчеством своих подопечных, но синглы с песнями «From Me To You» и «She Loves You» никакого впечатления на заокеанских музыкальных функционеров не произвели. Однако с третьей попытки Америка пала к ногам ливерпульцев: песня «I Want To Hold Your Hand», наконец-то, разбила в пух и прах проклятых конкурентов. Феноменальный успех записи позволил битлам отправиться за океан, выступить в ряде крупных городов США, а участие в популярном телешоу Эда Салливана в буквальном смысле поставило нацию на уши. Остальное, как говорится, история. Фурор, который произвели The Beatles по ту сторону Атлантики, имел решающие последствия не только для самих «жуков». По сути, была переписана карта рок-музыки.  

После успеха сингла американские бизнесмены смекнули: если в Англии есть одна достойная внимания группа, то почему их не может быть больше? Едва на янки-боссов снизошло подобное откровение, как различные британские коллективы хлынули за океан мощнейшим потоком, и на протяжении ближайших лет именно они делали погоду в хит-парадах США. The Beatles проложили дорогу таким знаменитым впоследствии командам, как The Rolling Stones, The Animals, The Who, The Hollies, The Kinks, Herman’s Hermits, Manfred Mann и многие другие. А после 60-х убедительные победы англичан на рок-полях были уже во многом инерционным явлением. 

Основное значение британского вторжения для развития популярной музыки заключалось в том, что исполнители с Туманного Альбиона, отдавая дань американскому рок-н-роллу, отказывались строить собственное творчество только лишь на базе оного. Исполняя и записывая песни, представлявшие собой любопытный синтез ритм-энд-блюза и островных фолк-традиций, британцы заложили основы классической рок-композиции. Которая из года в год развивалась, обрастая новыми нюансами, стилевыми особенностями и в конечном итоге привела рок-культуру к ее апогею.

Опираясь на многовековую историю и собственные культурные традиции, англичане сумели переосмыслить бесценное музыкальное открытие, сделанное американцами в 50-х. Они «причесали» и облагородили грубоватую, несколько примитивную рок-н-ролльную трехаккордную сетку, создав, по сути, новую форму искусства. Британские группы середины 60-х, которые, будучи прекрасными исполнителями, как правило, еще и являлись авторами собственного репертуара (чего раньше в этом бизнесе практически не встречалось), расширили представление о рок-музыке как таковой. Они подняли ее на качественно новый уровень, откуда дорога была только одна — наверх.

 Не будет большим преувеличением сказать, что вплоть до сегодняшнего дня основоположницей музыкальной моды остается Великобритания. Все основные рок-течения (хард-, прог-, глэм-, софт-, симфо- и еще бог знает какой рок) зародились и расцвели именно на этом острове. И пускай мерилом крутости артистов до сих пор традиционно остается успех в Соединенных Штатах, даже американцы признают: все самое интересное происходит именно в Англии.