Евгений Маргулис: «То, что сделала «Машина времени» за полвека, значительнее подковерной возни»

Денис БОЧАРОВ

12.06.2019

На связи с «Культурой» — один из лучших российских рок-музыкантов, бывший участник групп «Машина времени» и «Воскресение», автор незабвенных «Мой друг лучше всех играет блюз», «Проводница», «Я дам тебе знать», «Шанхай блюз» и других. Сегодня человек, с чьим именем напрямую связана многолетняя история, пожалуй, наиболее заслуженного отечественного рок-коллектива, готовится к большому сольному концерту, запланированному на осень.

культура: Как составляется сет-лист будущего концерта?  
Маргулис: Программа у нас довольно обширная, многое зависит от зала и реакции публики. Одни вещи нам хочется сыграть, а иные не очень. Конечно, без определенного набора обязательных хитов не обойтись, иначе неправильно поймут. Мы заложники тех песен, которые любит народ. Хотя несколько новых композиций из альбома «Туда-сюда!», вышедшего в прошлом году, обязательно представим.

Но как такового сет-листа у нас нет, элемент импровизации в наших концертах необходим. Программа составляется по ходу действа, исходя из того, как я вижу и чувствую зал.

культура: Вас можно назвать человеком, сочиняющим «по расписанию»? То есть просыпаешься и понимаешь: ни дня без ноты, ни часа без строчки...
Маргулис: Нет, это не ко мне (смеется). Я не из тех, кто с утра подходит к роялю, вооружается нотной бумагой и отчаянно чешет репу: чего бы эдакого мне сегодня надоить? Мучений большого композитора не испытываю; щелкнуло — делаю, нет — значит, так тому и быть. Я в этом отношении позитивный лентяй.

культура: Евгений Маргулис — один из главных в нашей стране знатоков и любителей блюза. Кто только не расписывался в бесконечной любви к этому жанру: Кит Ричардс, Гэри Мур, Роберт Плант... Эрик Клэптон даже вывел нечто вроде формулы, мол, блюз — это песня мужчины, от которого ушла женщина, либо песня мужчины, который ищет женщину, либо мужчины, тоскующего по женщине, находящейся далеко от него. Чем является блюз лично для Вас?
Маргулис: В моем случае все не так драматично, как у Эрика. Мне просто нравится блюзовое настроение. Да и не стал бы я называть исполняемую мною музыку блюзом в чистом виде — это скорее поп-музыка с элементами блюза. Да, мне по душе чистый блюз а-ля Роберт Джонсон, Мадди Уотерс, Хаулин Вулф и так далее, но я его не играю.

У меня с блюзом собственные, можно сказать, интимные отношения: я не из тех, кто продал душу дьяволу, ходит с бутылкой портвейна под дождем и мрачно взирает на мир в духе «от меня ушла девушка», «у меня сдохла собака» и так далее. Нет, блюз для меня, прежде всего, источник позитива. И хотя я вырос и был воспитан на The Beatles, в какой-то момент понял, что блюз мне ближе и дороже «битлов». Трехаккордовая формула блюза, с одной стороны, примитивна донельзя, а с другой — является чуть ли не пропуском в рай. Это как, знаете, попробовать взять четыре буквы — ж, о, п, а — и составить из них слово «счастье».

культура: Ваш экс-коллега Александр Кутиков однажды сказал, что бас-гитара — такой же инструмент, как и все остальные, и, вне зависимости от того, играешь ты на валторне или на тамбурине, все зависит лишь от того, как ты относишься к собственному исполнению. Вы же известны как состоявшийся гитарист и басист. Кем себя в большей мере воспринимаете?
Маргулис: А я вообще не склонен себя как бы то ни было воспринимать — пусть этим занимаются другие. Мне нравится аккомпанировать и созидать, а уж на чем там, на гитаре или на басу, большой роли не играет. Главное, чтобы инструмент, на котором я в данный момент играю, помогал мне чувствовать себя, что называется, «на волне».

культура: Ладно, Бог с ними, с инструментами. Все равно негласно считается, что рок-н-ролл — музыка прежде всего вокальная. Как бы Вы оценили себя в роли вокалиста?
Маргулис: А что такое вокалист? Взлелеянного многими поколениями Боба Дилана вокалистом в полной мере ведь назвать нельзя, правда? Но он же цепляет! Или, скажем, Том Уэйтс — ну какой он, прости Господи, певец. А людям нравится. Главное, чтобы канало, как говорится. Я всегда старался воспринимать музыку как некое единое целое. Главное, чтобы в душе после услышанного оставался добрый осадок.  

культура: Вот уже не первый год на нашем телевидении идет шоу «Квартирник у Маргулиса». Чем объясняете зрительский успех программы?
Маргулис: Думаю, основная причина в том, что собирается публика, способная различать нюансы. Мои ивенты — это некий кайфовый разбор полетов. Сегодня музыка разбрелась по всяким разным нишам: каждый выбирает для себя. Да, в рамках программы я предлагаю старый добрый рок-н-ролл, пусть и с русским акцентом. Отдаю себе отчет в том, что новомодная хип-хоповая молодежь к нам едва ли потянется. Ну и ладно, это ее выбор, у каждого поколения своя музыка. Ничего против этого не имею, но и навязывать свою блюз-роковую правду не стремлюсь. Кому интересно, тот поймет и врубится. Ясно, что каждая музыка имеет свой возрастной ценз — это нормально и абсолютно естественно.

Кто-то из великих (хотя для того чтобы выйти на подобное обобщение, быть великим совсем не обязательно) сказал: самая лучшая музыка — это та, которую ты услышал в детстве. Так вот, у меня есть приятель, который в порыве откровения поделился следующим: «Ты знаешь, я люблю «Ласковый май» и «Мираж» хотя бы за то, что под эти звуки щупал свою будущую жену за задницу». Так что, как ни крути, всем движет любовь (смеется).  

культура: Вы, насколько мне известно, были одной из движущих сил русскоязычной версии квиновского мюзикла «We Will Rock You». Почему, на Ваш взгляд, постановка у нас не покатила?
Маргулис: Потому что группа Queen — это абсолютно западное изобретение. А люди, которые притащили этот мюзикл сюда, почему-то решили адаптировать все это дело под нашу российскую историю. Большая ошибка. Негоже смешивать благородную эстетику музыки Фредди и компании с похождениями Фили и Аллы (тогда еще о Галкине речь не шла). Адаптация работает лишь тогда, когда зритель готов быть «адаптируемым». В случае с «We Will Rock You» этого, увы, не произошло.

культура: Несмотря на то, что Вы давно уже не являетесь участником группы «Машина времени», обойти вниманием данный аспект нельзя, тем более что коллективу, которому Вы отдали не один десяток лет, в этом году исполняется полвека. Что для Евгения Маргулиса годы, проведенные в стане «машинистов»? Каким-то образом отметите дату?
Маргулис: Не думаю. По крайней мере приглашения на пиршество мне пока не поступало, хотя, как говорится, еще не вечер. Недавно, кстати, моего детеныша спросили: «Где тебе больше нравилось: в «Машине времени» или в «Воскресении»? На что ребенок, ничтоже сумняшеся, ответствовал: «А где папа играет, там и лучше».

Предвосхищая ваш возможный вопрос о реюнионе «Машины...» в золотом составе, отвечу, что мне это было бы не очень интересно. Во-первых, иных давно уже нет с нами — Сережи Кавагое, Саши Зайцева... А, во-вторых, именно потому я и сохраняю хорошие отношения с бывшими «машинистами», что никто друг другу ничего не должен.

культура: Выступление «Машины...», запланированное в рамках концерта в День России на Красной площади, не состоялось. Андрей Макаревич на своей странице в Facebook прокомментировал это следующим образом: «Если кто-то рассчитывал увидеть «Машину» 12 июня — не увидите. Кто-то кому-то позвонил». Что Вы думаете по этому поводу?
Маргулис: А что тут думать? Правильнее Андрея не скажешь. Действительно, постоянные нападки журналистов и недопонимание организаторов, помноженное на нежелание тех, кто дергает за ниточки, сделали свое грязное дело. Не думаю, однако, что многочисленная армия поклонников группы от этого поредеет. То хорошее, что сделали парни на протяжении полувека, выглядит куда красноречивее всякой подковерной возни, в суть которой даже вникать не хочется.   

культура: Вы неоднократно заявляли, что основной принцип сохранения здравого смысла — быть ироничным ко всему происходящему вокруг, и к самому себе в первую очередь. Легко ли поддерживать подобный тонус в наше непростое время?
Маргулис: Легко всегда тому, кто знает, чего он стоит на нашей грешной земле. Смею надеяться, я пока еще нитей игры не утратил (смеется). Жизнь заканчивается тогда, когда ты перестаешь делать то, что нравится тебе самому. Я же интереса к жизни пока не утратил, чего и всем советую. И еще: до тех пор, пока тебя есть чем удивить, жизнь продолжается.


Фото на анонсе: Владимир Песня/РИА Новости