На мануфактуру со своим аккордеоном

24.05.2019

31 мая в рамках фестиваля Sound Up на «Трехгорной мануфактуре» пройдет концерт композитора и музыканта-экспериментатора Марио Батковича. Швейцарский аккордеонист откроет публике традиционный инструмент с новой и неожиданной стороны.

Аккордеон — ​не самый востребованный на сегодняшний день инструмент, но Марио Баткович доказывает, что в умелых руках его возможности практически не ограничены. Выступая соло, более того, декларативно не используя никаких электронных приспособлений, он вводит слушателей в транс своими причудливыми композициями, в которых слышится эхо множества разных музыкальных стилей: от академического минимализма до панк-рока. Аккордеон Батковича поход на живое существо. В звучании слышится прерывистое дыхание мехов, сердцебиение басовых нот и нежный, хрупкий голос основных мелодических партий, порой, впрочем, срывающийся и на резкий крик.

Баткович родился в Боснии, но образование получал сначала в Высшей школе музыки и театра в Ганновере, а потом в Базельской музыкальной академии — ​из последней он выпустился с дипломом магистра камерной импровизации. Впрочем, несмотря на академическую выучку, он быстро осознал, что в этом пространстве ему тесно, и пустился во все тяжкие: играл в рок-группах, писал саундтреки к короткометражным фильмам и компьютерным играм, попутно разрабатывая собственный неповторимый стиль. Минимализм в духе Майкла Наймана или Филипа Гласса сочетается в нем с яркими контрастами и исполнительской экспрессией — ​порой трудно понять, как инструмент выдерживает разнообразные истязания, которым музыкант подвергает его и на концертах, и в студии.

В 2015 году Марио Батковича заметил Джефф Барроу, знаменитый прежде всего как лидер классического трип-хоп-проекта Portishead. Сначала аккордеонист съездил в гастрольный тур с ведомой Барроу неопсиходелической группой Beak, а затем подписал контракт с лейблом Invada Records. Именно здесь два года спустя вышел альбом, который так и называется — ​«Mario Batkovic», с явным намёком на то, что на данный момент именно это и есть магнум-опус артиста, запись, открывающая в его творческой истории принципиально новую страницу. Звучит здесь частью духоподъёмная неоклассика, но не обходится и без энергичных рóковых выходов, в которых один-единственный аккордеон успешно отыгрывает эстетические свойства целого электрического пауэр-трио. Журнал Rolling Stone включил пластинку в свой топ‑10 авангардных альбомов 2017-го, а география концертов Батковича в последующие годы пополнилась Великобританией, Голландией, Южноафриканской Республикой, и вот теперь — ​Россией.

Кроме того публику ждет выступление петербургского композитора и саунд-артиста Димы Аникина, сочетающего синтетическую электронику и живой звук. Перевод названия его проекта resequence — ​«перенумерация», «переупорядочение» — ​звучит немного странно, зато точно описывают суть: Аникин расщепляет окружающую нас звуковую среду, после чего заново собирает ее, упорядочивая атомы в новой захватывающей последовательности.

Кажется вполне логичным, что музыка resequence озвучивала множество театральных спектаклей и художественных выставок, ведь любой спектакль и любая выставка — ​это тоже опыт «переупорядочения», реконструкции окружающего мира. В 2010-м и в 2016-м Аникин работал с Павлом Пепперштейном: сначала в Лондоне над проектом «From Murder with Love», потом в московской галерее «Риджина» над выставкой «Чудеса в болоте». Годом позже была представлена и исполнена вживую оригинальная музыка к короткометражке «Пар» каннского лауреата Апичатпонга Вирасетакула. А когда Карстен Николаи, он же Alva Noto, немецкий классик глитч-электроники и резидент важного лейбла Raster Noton, представлял в московском музее Глинки свой проект Wall Paper, именно Дима Аникин выступил партнером в работе с легендарным советским синтезаторе АНС, названном в конце 1950-х в честь другого мастера изменять реальность средствами музыки и звука — ​композитора-символиста А. Н. Скрябина.

В рамках SOUND UP resequence представит треки с альбома «Вой сирен». Вдохновлённая образом мифологических сирен-искусительниц, эта работа, тем не менее, не является попыткой положить на музыку греческий миф. Сюжет о сиренах интересует автора скорее как архетип — ​он демонстрирует извечное человеческое стремление к прекрасному запретному плоду, и то, к чему оно неизменно приводит.


Фото на анонсе: Tabea Hüberli