Философия от Сладковского

Евгения КРИВИЦКАЯ

18.01.2019

Госоркестр Татарстана открыл персональный абонемент в Концертном зале имени Чайковского.

Первая декада января традиционно рассматривается как время увеселений: детские елки, бесконечные «Щелкунчики», фейерверки и застолья. Но есть артисты, которые плывут «против течения» и считают Рождество и Новый год духовными праздниками, когда неплохо задуматься о вечном. Александр Сладковский, худрук Госкоркестра Республики Татарстан — ​один из немногих, кто предложил для январской афиши в КЗЧ два сложнейших философских сочинения.

«Я хотел показать то, что мне самому близко, а теперь стало «визитной карточкой оркестра» — ​западная классика. Мы записываем не только Шостаковича, но и Малера. И эти запредельные художественные высоты нам уже не страшны, мы чувствуем себя комфортно», — ​поделился Сладковский. — ​Нельзя же все время играть «В стане Тамерлана» или нечто подобное, проверенное, что действует однозначно на любую публику».

Открывший вечер Второй скрипичный концерт Бартока — ​сочинение, отразившее настроение Европы накануне Первой мировой войны. Оно все построено на контрастах, на нервных перепадах между лирикой и яростными взрывами, между божественной красотой и звериным оскалом. Французский скрипач Рено Капюсон играл и записывал этот концерт, поэтому в его исполнении чувствовалась уверенность и обдуманность концепции, мудрое распределение сил, чтобы выдержать все эти бесконечные эмоциональные смены. Оркестр у Бартока — ​не аккомпаниатор, а полноценный партнер, но дирижер смог отразить всю мощь и разнообразие оркестровой партитуры.

Продолжением раздумий о судьбах мира и месте человека в нем стала «Песнь о земле» Малера. Созданная в 1909 году, эта «симфония в песнях» воспринимается как своего рода Реквием, где композитор прощается с жизнью, «с милой землей», пытаясь принять истину, что после его ухода в равнодушной природе ничего не изменится и «вечно-вечно будут проплывать облака». Драматургически произведение выстроено так, что пять частей — ​это лишь преамбула, ведущая к грандиозному финалу, где медленно истаивает жизнь и совершается таинство перехода в инобытие. В кулуарах обсуждался вопрос, почему дирижер предпочел «мужской» вариант солистов. Как удалось выяснить, это, скорее, вопрос менеджмента, чем концепции. Но в данном случае, претензии возникли к выбору тенора Сергея Радченко, который больше пытался изобразить традицию малеровского звучания, чем органично в ней существовать. Зато баритон Борис Пинхасович смог идеально передать замысел композитора. На его долю пришлись части «Одинокий осенью», «О красоте» и «Прощание», и везде он смог найти нужные оттенки настроения, точные интонации, и при этом быть в балансе с оркестром. И конечно самое сильное впечатление от финала, где певец уходил на такие тишайшие нюансы, что перехватывало дыхание.

Сильно и благородно интерпретировал эту музыку оркестр под управлением Александра Сладковского. Ему удалось при максимальном погружении в экзистенциальную скорбь держать «нерв» повествования. В «Песне о Земле» оркестру предоставлена возможность показать себя как ансамблю солистов: тут невероятно насыщенные партии солирующих гобоя и флейты, большая нагрузка на медные духовые, думается, всем запомнилась перекличка устрашающе рыкающего контрафагота и контрабасов. Сладковский стремился показать «своего Малера», найти индивидуальное звучание оркестра, не подражая известным образцам, и ему это удалось сполна.

«Нас ждет грустно-философский вечер?» — ​спросили маэстро перед началом. «Да, и на бис я сыграю «Грустный вальс» Сибелиуса». Так и произошло, но «печаль была светла», и чувствовалось, что дирижер хочет отпустить публику с надеждой, с уверенностью, что наше прощание произойдет нескоро и, совсем по Чехову, «надо жить…»

Впереди у ГСО РТ еще два концерта, и уже есть четкий план на следующий сезон. Новый абонемент в Московской филармонии включает программу с редко звучащей Седьмой симфонией Дворжака, Пятую симфонию Малера и «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса и концертное исполнение «Летучего голландца» Вагнера.


Фото на анонсе: Михаил Мокрушин/РИА Новости