Сергей Мазаев: «Ничто так не ассоциируется с Родиной, как советская песня»

06.12.2018

Денис БОЧАРОВ

7 декабря в столичном Театре мюзикла состоится концерт «59 оборотов вокруг Солнца», приуроченный к празднованию дня рождения Сергея Мазаева. В программе мероприятия, состоящей из золотых произведений отечественной эстрадной классики, примут участие как коллективы компании «Мазай коммуникейшенс» (Оркестр и QUEENtet Сергея Мазаева, группа «Моральный кодекс»), так и известные эстрадные исполнители. Корреспондент «Культуры» пообщался с талантливым кларнетистом, вокалистом и актером.

Фото: Вова Жабриков/URA.RU/ТАСС

культура: Как возникла идея сделать ностальгическую программу на основе  хитов советской эпохи в современной обработке?
Мазаев: Эта мысль вызревала постепенно, а первые зерна были посеяны довольно давно. Еще в девяностых Антон Фрадкин, внук Марка Григорьевича, устраивал в Театре оперетты вечер памяти деда. Мне предложили исполнить песню «А годы летят» из замечательного фильма «Добровольцы». Получилось вроде бы неплохо.

Затем, по просьбе Первого канала, на концерте, посвященном Дню Победы, спел «Темную ночь». Дальше — больше. Однажды на бенефисе Ларисы Голубкиной представил собственное прочтение композиции «Давай закурим». Позже, когда участвовал в создании Оркестра Игоря Бутмана (был солистом в первом составе), сыграл «Ноктюрн си-бемоль минор» Арно Бабаджаняна. Таким образом, мой репертуар постепенно, год от года, пополнялся замечательными произведениями той эпохи. Так что программа «на заданную тему» была всего лишь вопросом времени.

культура: Насколько знаю, во время выступления состоится презентация нового альбома.
Мазаев: Едва ли это можно назвать презентацией в полном смысле слова, поскольку диск уже можно скачать в iTunes. Но на физических носителях — CD и виниловых грампластинках — альбом «Песни Родины», действительно, впервые будет предъявлен публике 7 декабря.

культура: Предстоящее мероприятие планируется как одноразовая акция или есть задумка устроить турне с этой программой?
Мазаев: Конечно, хотелось бы одним сетом не ограничиваться и не просто сделать «по горячим следам» серию концертов по городам и весям, а отправиться в полноценный мировой тур. Мы ведь данный материал уже фрагментарно предлагали на нескольких выступлениях и везде встречали восторженный прием.

Оно и понятно, все эти музыкальные произведения напрямую связаны с нашей историей. Вообще, ничто так не ассоциируется с Родиной, детством и юностью, как русская, советская песня. Которая, без всяких преувеличений, является душой народа. Эти прекрасные вещи останутся навечно и всегда будут нас объединять.

А судя по реакции зрителей, проект к тому же может получиться удачным и с коммерческой точки зрения. 

культура: Отсыл к песенным традициям середины — второй половины ХХ века — благодатная почва для творческого самовыражения. Многие артисты все чаще обращаются к прошлому. Почему так происходит? Не потому ли, что новых хороших песен крайне мало?
Мазаев: Я бы не был столь категоричен. Свежие качественные песни, конечно же, есть, просто мы не можем или не хотим воспринимать их с такой готовностью, с какой идем навстречу произведениям Богословского, Саульского, Соловьева-Седого, Петрова, того же Фрадкина и многих других.

Времена изменились, музыка эволюционировала, а значит, пришли новые ритмы, гармонии, голоса. А к этому не сразу привыкаешь. Нас, когда мы были двадцатилетними музыкантами, тоже воспринимали в штыки, полагая, что мы играем белиберду. Но со временем стало понятно, что и у нас есть неплохие песни. Замечательные музыканты продолжают появляться, а достойные песни — создаваться. Надо уметь их расслышать.

культура: За те без малого сорок лет, что Вы работаете на профессиональной сцене, изменилась ли формула достижения успеха для начинающих исполнителей и авторов?  
Мазаев: Несомненно, и в первую очередь это связано с появлением реальных денег, процессом накопления капитала, а следовательно, и коррупции. Сегодня молодые люди стремятся как можно быстрее «попасть в кадр», порой не понимая: туда выносит сама жизнь, когда ты создаешь достойный продукт — будь то песня, стихотворение, фильм или театральная постановка. Если ты сконцентрирован в первую очередь на производстве качественного контента, то станешь популярным и узнаваемым, вне зависимости от того, хочешь ты этого или нет. Но подобным трудозатратным путем мало кто хочет идти, и именно поэтому вокруг так много всякой требухи и шелухи.

культура: Применительно к популярной музыкальной культуре интернет — это зло или благо?
Мазаев: Интернет — хорошая штука, просто надо уметь им пользоваться. Любое избыточное, а значит, безмозглое потребление — это всегда плохо. Понимаете, если пользоваться кухонным ножом по назначению, можно приготовить вкусное блюдо, а если нет — совершить преступление.

Поэтому любое изначально грамотное начинание следует оценивать с точки зрения нормального человека. Скорость передачи информации, ее вариативность, оперативность общения, доступность — все это делает нас более независимыми. Просто, повторюсь, надо уметь, что называется, отфильтровывать.

культура: В этом году вышло несколько художественных байопиков, посвященных рок-музыкантам. Самые яркие из них — «Лето», где главными героями выступают Виктор Цой и Майк Науменко, и «Богемская рапсодия», в которой сделана попытка переосмыслить биографию группы Queen.  
Мазаев: Про «Лето» ничего сказать не могу, поскольку фильм пока не успел посмотреть, хотя с творчеством и Цоя, и Майка, разумеется, хорошо знаком. Что касается Queen, то знаю их музыку досконально, и поэтому мне нет большой необходимости ходить в кинотеатр. Лучше лишний раз пересмотреть их фееричное появление на благотворительном фестивале Live Aid в 1985 году, которое многими вообще признается как лучшее выступление в истории рока.

Однако «Рапсодия» очень понравилась моей дочке, она видела эту картину дважды и если раньше знала Queen по двум-трем песням, которые постоянно звучат на радио, то теперь — убежденная поклонница группы.

Что касается того, насколько в целом благодарна затея создания художественных биографических лент о рок-музыкантах... А почему бы и нет? Ведь рок-н-ролл, хоть и нисколько не мертв, как бы ни пытался нас в этом убедить БГ, все же остался в своем времени, плюс-минус лет десять. Должна же молодежь вскрывать культурные пласты прекрасного музыкального прошлого, которое она просто в силу возраста не успела застать. Главное, чтобы фильмы были сделаны талантливо, с душой и со знанием дела.

культура: Вы по-хорошему всеядный в музыкальном отношении человек: играете джаз, блюз, рок, классику... И все же к какому жанру более всего лежит душа?
Мазаев: В большей степени я обязан рок-н-роллу, поскольку самых крупных успехов и известности достиг в группах «Автограф» и «Моральный кодекс».

Не берусь судить, насколько я успешен в таких направлениях, как джаз и классика, но мы с Оркестром и QUEENtetом уже сделали два альбома — «Времена года» Чайковского и совсем недавно закончили мастеринг «Картинок с выставки» Мусоргского. Также готовим к выпуску релиз под собирательным названием «Русская сказка», где будут представлены сочинения Танеева, Глазунова, Ребикова. Мне очень нравится, как все это звучит.


Фото на анонсе: Екатерина Чеснокова/РИА Новости



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть