Невеселый Роджер

Денис БОЧАРОВ

03.09.2018

31 августа, за неделю до собственного 75-летнего юбилея, Москву посетил идейный вдохновитель, бас-гитарист, вокалист и автор большинства хитов великих Pink Floyd — ​Роджер Уотерс. Концерт в рамках турне «Us+Them» прошел под сводами спорткомплекса «Олимпийский».

Последний, вышедший в прошлом году студийный альбом Уотерса называется «Is This The Life We Really Want?». Данная, не нуждающаяся в переводе фраза весьма симптоматична и показательна для старины Роджа: в ней ключ к пониманию личности артиста, равно как и разгадка его творческого феномена. В отличие от подавляющего большинства коллег по шоу-бизнесу, этот начитанный и саркастичный дядька никогда не воспринимал сцену и студию как ненапряжный способ развлечь публику и походя срубить бабла. Нет, идеализировать, конечно, не стоит: уже став известным на всю планету человеком, Роджер, оглядываясь назад, с лукавым прищуром откровенничал, что одной из главных задач Pink Floyd еще в самом начале пути было «стать богатыми и знаменитыми». Но все дело — ​в способах достижения этой, прямо скажем, не отличающейся особой оригинальностью цели.

Уотерс не хотел становиться рок-звездой, ему куда более импонировала роль если не гуру и пророка, то, по крайней мере, человека, которого люди будут слушать. В самом широком смысле слова — ​не только то, что Роджер собирался спеть и сыграть, но прежде всего то, что он намеревался сказать. А ему всегда было чем поделиться с окружающим миром. Никогда не знавший своего отца (Эрик Флетчер Уотерс погиб в сражении под Анцио во время Второй мировой, когда Роджеру было пять месяцев), будущий основатель Pink Floyd словно на генетическом уровне с юных лет впитал в себя глобальные темы. Он говорил и продолжает говорить о человеческой жестокости, несправедливости мироустройства, социальном неравенстве, суетной меркантильности и неумолимом течении времени… Уотерс постоянно ставил перед аудиторией вопросы и неизменно пытался, при помощи созданных им лирических образов, докопаться до сути вещей.

Сегодня творчество Pink Floyd воспринимается как некий целостный и неделимый пласт в истории популярной музыки, однако не будет большим преувеличением сказать, что главные откровения группа сообщила в период с 1973 по 1980 год. Именно тогда были записаны четыре краеугольных альбома («The Dark Side Of The Moon», «Wish You Were Here», «Animals», «The Wall»), каждый из которых — ​развернутая и облеченная в музыкальную форму философская притча. И за любым неизменно стоит долговязая и немного угловатая фигура Роджера Уотерса. Попробуйте лишить творчество «флойдов» мощнейшей идеологической подоплеки, и в сухом остатке получите просто «музычку» — ​безусловно, отменного качества, но масштабность, целостность и, если угодно, программность из наследия одного из лучших британских рок-коллективов, вне всякого сомнения, испарятся.

Немного несправедливо то, что в результате длительных судебных тяжб, пришедшихся на середину 80-х, правопреемниками бренда Pink Floyd стали бывшие коллеги Уотерса, а за нашим героем законодательно закрепилось лишь эксклюзивное право на постановку «Стенки», с которой Роджер время от времени колесит по белу свету. Конечно, та история давно уже поросла бурьяном, страсти улеглись. А флойдовская пластинка 1979 года «The Wall», которую многие поклонники склонны воспринимать как сольник мистера Уотерса, по сей день остается самым продаваемым релизом семидесятых. На сегодняшний день суммарный тираж пластинки составляет порядка 25 миллионов экземпляров. К тому же именно на этом альбоме находится единственный хит-сингл № 1 во всей дискографии коллектива: незабвенная «Another Brick In The Wall. Part II». Так что сетовать Роджеру не на что. Тем более, что никто не мешает главному «пинку» выдавать на концертах обойму из беспроигрышных вещей давно минувших дней — ​что музыкант с удовольствием и делает, как всегда, щедро снабжая шоу постановкой перед публикой традиционно неудобных, невеселых, но призывающих к размышлению вопросов.

«Такой ли жизни мы хотим?» — ​обращается к нам (и, разумеется, к самому себе) поэт на последнем диске. Неизвестно, какой ответ дает каждый из нас, но, думается, на вопрос «Тот ли это Уотерс, которого мы ждали?» ответ очевиден. Артисты такого калибра, как Роджер, осечек не допускают. Столь запредельного по уровню профессионализма и зрелищности шоу, какое предложил без пяти минут юбиляр, в мире можно посчитать по пальцам одной руки. А оно, шоу, как известно, должно продолжаться. Кстати, несмотря на то, что фраза «The Show Must Go On» сегодня ассоциируется с другой группой, послужила заголовком к композиции еще на вышеупомянутой «Стенке».


Фото на анонсе: Валерий Шарифулин/ТАСС