Владимир Шахрин: «У нас дефицит хороших футбольных песен»

Денис БОЧАРОВ

28.06.2018

Двадцать лет назад лидер группы «Чайф» сочинил песню «Аргентина — Ямайка 5:0», которая после победы России над Саудовской Аравией с тем же счетом заиграла новыми красками. В преддверии матча нашей сборной в плей-офф корреспондент «Культуры» пообщался с Владимиром Шахриным. 

   

культура: Сейчас вся страна живет футболом. Вашу композицию «Аргентина — Ямайка 5:0» многие считают главным отечественным рок-посвящением лучшей игре с мячом. Понятное дело, песня не столько о футболе, сколько об эстетике стиля регги, однако с известных пор любой матч, заканчивающийся с таким счетом, невольно отсылает к этому шедевру. Не думали над продолжением темы? Например, в связи с сенсационным разгромом Хорватией аргентинцев предлагаю вариант: «Зачем рыдать? Слезу утри. Аргентина — Хорватия 0:3».
Шахрин: Замечательно. Однако у меня самого подобных текстов выше крыши. Недавно смотрел документальный фильм об истории футбольных мировых первенств. И там прозвучала мысль: тот самый невзрачный матч, который ничем, кроме хет-трика Батистуты, в историю войти попросту не имел права, известен каждому российскому болельщику именно благодаря этой песне.

И вы правы, каждый раз, когда та или иная игра заканчивается со сколь-нибудь звучным счетом, меня друзья и знакомые начинают буквально терроризировать соответствующими случаю виршами. Я думаю, все это происходит от дефицита хороших футбольных песен.

культура: Буквально сняли с языка следующий вопрос. В этом году исполняется 80 лет известному каждому в нашей стране футбольному маршу Матвея Блантера. Эта мелодия по сей день остается главным лейтмотивом игры №1. Почему же, при всемирной популярности футбола, по-настоящему великих произведений о нем нет, причем даже в мировом масштабе?
Шахрин: Сложно сказать. Лет десять назад я, впитав в себя эмоции от распевок английских болельщиков (а равных им в этом виде музыкального спорта нет), сочинил песню для футбольного клуба «Урал». Исходил из того, что композиция должна хорошо звучать в исполнении мужиков — без инструментального сопровождения — и поднимать боевой дух. Но, к сожалению, песня не прижилась. Однако я уверен, что она написана правильно, выдержана в духе классического стадионного гимна. Что ж, возможно, ее время еще придет.

культура: Каковы Ваши впечатления от игры нашей сборной?  
Шахрин: Я сторонник следующей теории. Когда есть объективные причины ругать футболистов и тренеров, не стоит сдерживать праведный гнев. А если есть чем похвастать и похвалиться, зачем усмирять позитивные эмоции?

На днях в Самаре я жил в одном отеле с нашими ребятами, в частности, пил чай с Юрой Жирковым, и могу откровенно заявить: уровень ответственности в сборной предельно высок, никто шампанским и пивом не балуется, что бы там ни говорили и ни писали злопыхатели.

культура: Давайте вернемся к рок-н-роллу. В отличие от многих коллективов «Чайф» старается не обходить стороной знаковые даты. Вы и годовщины некоторых альбомов отмечаете, и дни рождения участников группы, и регулярные «сезонные» концерты устраиваете. Сказывается любовь к символизму или просто так исторически сложилось?
Шахрин: Мы, если можно так выразиться, команда традиционная — во всех отношениях этого слова: от музыки, которую исполняем, до ориентации, коей придерживаемся. Видимо, эта «традиционность» находит свое отражение и в предпринимаемых нами акциях. Немаловажно и то, что публика, сплотившаяся вокруг нас, придерживается тех же ценностей. И мы стараемся ее не разочаровывать: если поклонники однажды полюбили ежегодные концерты зимней акустики или, скажем, выступления в саду «Эрмитаж», то и будут регулярно их посещать. Поскольку примерно знают, чего ожидать. И наша главная задача — не подводить аудиторию.

культура: Насколько я понял, крупномасштабного гастрольного чеса летом предпринимать не планируете...
Шахрин: Мы уже не первый год стараемся выстраивать график таким образом, чтобы и зимой немного отдохнуть, и летом отправиться на небольшие каникулы. Задачи заработать все деньги мира никогда перед собой не ставили. Главное — получать удовольствие от того, чем занимаешься.

Летом планируем ненапряжно играть два-три концерта в месяц. Это обусловлено еще и тем, что будем заняты работой в студии, первые пять песен из новой программы уже готовы, некоторые вещи даже сведены. Надеюсь, до конца года выпустим альбом. Но если даже и не успеем — не беда, благо, у нас нет ни перед кем никаких жестких обязательств. Слава Богу, за столько лет существования группа завоевала главное право — быть самой себе хозяйкой.

культура: Похоже, «Чайф» — один из немногих российских ансамблей старой закалки, продолжающих верить в силу альбомов. Ведь сегодня новые диски становятся почти анахронизмом.
Шахрин: Совершенно верно, никакой коммерческой выгоды от этой затеи нет. Да мы о материальной стороне и не думаем. В противном случае выпускали бы, как группа «Ленинград», по новой песне раз в две недели, да к тому же сопровождали бы ее определенным видеорядом.

Мы, с позволения сказать, староверы — полагаем, что раз в несколько лет необходимо записывать альбом. Делая это, мы преподносим подарок прежде всего самим себе, ну и, конечно же, тем, кто к нашему творчеству неравнодушен.

культура: Всегда ли конечный результат от проделанной работы отвечает Вашим ожиданиям?
Шахрин: Большое, как говорил классик, видится на расстоянии. Должно пройти какое-то время, чтобы появилась возможность взглянуть на себя как бы со стороны. Так, например, было в случае с альбомом «Кино, вино и домино»: прослушав программу где-то через год после релиза, понял, что сделали действительно хорошую пластинку, за которую как минимум не стыдно.

Когда ты записываешь то или иное произведение, то адекватно оценить его не в состоянии: прослушивая вещь по двести раз, видишь ее словно под рентгеном, а значит, цельно не воспринимаешь. Но потом оперативная память стирается, и приходит время для более объективной оценки собственного труда.

культура: Информация о начале творческого пути возглавляемого Вами коллектива весьма разрозненна. По гуляющим в Сети сведениям, в этом году «Чайфу» — 35. Чем не очередной повод для «датских» торжеств?
Шахрин: Да, отсчет можно вести с разных событий — с первой репетиции, дебютного альбома и так далее. С Володей Бегуновым мы играем с 1976 года, однако сами для себя решили, что отправной точкой в биографии группы является первый официальный концерт. А было это в 1985-м: именно тогда я впервые со сцены объявил: «Перед вами выступает группа «Чайф». Поэтому до юбилея придется еще пару лет подождать, так как время ухаживаний, зачатия, вынашивания плода мы вынесли за скобки (улыбается).

культура: В одной из наших бесед Вы упомянули о серьезном влиянии, которое некогда оказал на Вас Майк Науменко. Не так давно на экраны вышел фильм «Лето», где фигура лидера «Зоопарка» выведена на передний план. Как Вы относитесь к экранным воплощениям рок-героев?  
Шахрин: Я всегда с удовольствием смотрю байопики об артистах, которые мне интересны — ленты о The Doors или Рэе Чарльзе выше всяких похвал. И если порой эти картины грешат против исторической справедливости, стараюсь закрывать на это глаза. Если кино сделано красиво, это многое извиняет.

Что касается «Лета», один плюс очевиден: молодые люди пойдут в кинотеатр и узнают, что был такой человек — Майк Науменко. Цоя-то у нас помнят и любят — возможно, по одной простой причине: стране нужен один герой, а второй не так уж необходим (смеется). Кстати, это относится не только к России. У меня есть знакомый, который в Америке пытался защитить диссертацию по Лермонтову. Его «зарубили» со следующим основанием: «Нет, есть Пушкин и Бродский, третьего русского нам не надо».

Биографические ленты о знаменитых людях — дело полезное. Хотя к этому надо подходить внимательно и осторожно. Например, когда я посмотрел фильм «Довлатов», то почему-то подумал, что после ознакомления с картиной у молодежи напрочь пропадет интерес к творчеству Сергея Донатовича. Более скучное и угрюмое зрелище и вообразить сложно — по сути, угробили колоритнейший персонаж. Впрочем, это мое сугубо личное мнение. 


Фото на анонсе: Максим Блинов/РИА Новости