Борис Эйфман: «Никогда не отделял себя от своей труппы»

Елена ФЕДОРЕНКО

14.06.2018

Борис Эйфман — человек легендарный, хореограф, создатель своего авторского коллектива, Cанкт-Петербургского государственного академического театра Балета, и собственной Академии танца.

культура: Как отнеслись к известию о получении высокой награды?
Эйфман: Новость оказалась неожиданной. Испытал душевный порыв — как человек, который получает ответную реакцию на долгую, продолжительную и, поверьте, непростую творческую жизнь. Я никогда не отделял себя от своей труппы, и эта премия — высокая аттестация моего театра, где я не только хореограф, но директор и художественный руководитель. Наш театр — государственный, мы получаем как моральную, так и финансовую поддержку. Награда, полученная из рук президента, — подтверждение правильности того пути, который мы выбрали и по которому идем. И это не просто красивые слова. Мы знаем, что театр вызывает громкий резонанс в мире, но признание нашего стиля в России имеет совсем иное, более высокое значение. Мы же создаем современное искусство в родной стране.

Скажу без лукавства, это счастливое событие моей жизни, но оно — прекрасное мгновение, не позволяющее забыть о напряженном ежедневном труде. Уже сегодня вечером, в день вручения, моя труппа танцует в Берлине балет «Чайковский PRO et CONTRA» на сцене Театра на Потсдамской площади — без меня. Так что завтра я улетаю в Германию, где буду сдавать очередной экзамен перед немецкой публикой. Нам важен результат, который заметен только по реакции зрителей. Мы же не можем сами себя оценивать. Тем более что представляем оригинальные постановки, а не классические шедевры, которые уже обозначили свои художественные достоинства в веках и всегда будут любимы и желанны. Новое искусство развивается, прогрессирует и воспринимается по-разному, неоднозначно, поэтому каждый спектакль — преодоление важного рубежа, подтверждение лидерских позиций.   

культура: Гастроли русского балета всегда выполняли миссию мира. Сейчас искусство помогает налаживать отношения?
Эйфман: Мы активные участники культурной дипломатии. Наши недавние выступления проходили в Нью-Йорке, в Линкольн-центре, на сцене Театра Коха, который был построен для труппы Джорджа Баланчина. Показывали четыре спектакля «Анна Каренина» с оркестром «Нью-Йорк сити балле». Каждый вечер огромный зал, вмещающий две с половиной тысячи зрителей, был переполнен. После каждого показа американцы стоя кричали: «Русские, браво!» И это во время сложных, напряженных политических отношений. Голос культуры на этом фоне звучит громче. Публика получает другой взгляд на нашу страну, культуру и русских людей. Потому что балет пробуждает в человеке чистые истинные эмоции, они идут от сердца к сердцу, когда живой человеческий пылкий выплеск на сцене передается зрителям. Такое искусство не разрушить, ему я служу всю жизнь.  

культура: Роль балета в современном мире, где властвуют новые технологии, меняется? Она становится скромнее?
Эйфман: Трудный вопрос. Балетный театр сегодня очень разнообразный, многоликий, он развивается в разных направлениях. Многое зависит от тех ценностей, к которым стремятся хореографы. Кто-то пытается выхолащивать чувства из движений и все больше сближаться со всякими компьютерными и визуальными эффектами. Тогда, на мой взгляд, исчезает главная ценность балетного искусства — та живая эмоция, которую может выразить человеческое тело. Я стремлюсь именно к первозданному предназначению танца как мощного проводника разных душевных порывов и состояний — радости и печали, счастья и грусти. Еще царь Давид танцевал в дни победы, возвращаясь в Иерусалим из походов. Это было ликование, триумф. А пластика плакальщиц передавала страдания и скорбь. Мне ближе искусство ярких чувств, идущих от души и сердца. Движения тела, передающие музыку, смысл, внутреннюю жизнь, действуют сильно. Такое искусство всегда будет востребовано.


Фото на анонсе: Михаил Метцель/ТАСС