С Любовью к музыке

Александр МАТУСЕВИЧ

21.05.2018

Одним из запоминающихся эпизодов VI  Мальтийского международного музыкального фестиваля стало выступление российской певицы (сопрано) Любови Казарновской. Она представила сольную программу-концерт «Любовь меняет все» и сняла двадцатисерийный телефильм о звездах — ​героях культурного форума.

культура: Расскажите о Ваших впечатлениях от смотра.
Казарновская: Это действительно настоящий музыкальный форум. На маленьком островке за две недели было собрано такое количество невероятных артистов, что дух захватывает. Задача была поставлена весьма амбициозная, и на первый взгляд совершенно невыполнимая, но Константину Ишханову и возглавляемому им Европейскому фонду поддержки культуры это оказалось по плечу. Мало, кто верил, что удастся заполучить на Мальту такое богатейшее созвездие имен, но в итоге все получилось. Григорий Соколов, Венгеров, Рэй Чен, Карпентер, Аккардо, Ситковецкий, Луганский — ​не много европейских институций могут похвастаться такой афишей.

Огромная нагрузка и ответственность лежала на Государственном симфоническом оркестре Армении — ​оркестре-резиденте фестиваля, который играл практически каждый день. Только у меня и у Соколова были сольные программы без оркестра, все остальные звезды выступали под аккомпанемент армянских и мальтийских музыкантов — ​это каждый день новая программа, свои капризы и особенности, к этому всему надо привыкнуть и приспособиться. Но ребята справились — ​молодые, гибкие, мобильные, готовые работать 24 часа в сутки. И у них очень энергичный, смелый лидер — ​молодой маэстро Сергей Смбатян, личность харизматичная, и с ним, я думаю, они еще горы свернут.

культура: Что можете сказать о мальтийской публике?
Казарновская: Я очень много пела на юге Европы — ​в Италии, Испании, Франции и т. д. Могу сказать, что южная публика, в том числе мальтийская, очень тянется к музыке вокальной и инструментальной. Тут зал просто взрывается аплодисментами. Организаторы фестиваля радовали публику и туристов в течение двух недель разнообразием программ и исполнителей. Желание Европейского фонда превратить Мальту в серьезного игрока на международной музыкальной карте — ​это очень серьезная заявка, но нужно будет приложить немало сил, чтобы это воплотить.

культура: Ваша сольная программа «Любовь меняет все» — ​настоящий культуртрегерский кладезь для местной публики, Вы ее готовили специально для Мальты?
Казарновская: Нет, это моя юбилейная программа, которую я подготовила к 40-летию сольной карьеры. Но для Мальты она очень подошла. Просветительство — ​знакомство с новым, сочетание стилей, жанров, эпох — ​как раз то, что было необходимо. Мне это очень близко — ​не какие-то стандартные концерты, а сочетание разного. Когда-то так делали Виардо и Шаляпин — ​начинать с глубокого барокко, потом Глюк, бельканто, романтизм, русская музыка, романсы, чуть-чуть легкие жанры — ​перед слушателем пролетает все богатство мировой музыкальной культуры. Такая программа очень легко воспринимается. Но у меня есть монографические вечера — ​песни Тости, песни Пуччини, брамсовская программа и пр. Но они — ​для определенной, подготовленной публики.

культура: В программе нынешнего фестиваля царила инструментальная музыка. Ваше выступление было единственным связанным с вокалом. Возможно, фестивалю нужно развиваться и в эту сторону?
Казарновская: Думаю, да. Мальтийская публика проявляет явный интерес к голосам. Надо представить и молодых звезд оперы, которые только начинают свой творческий путь. Это добавит фестивалю уникальности. На Мальте есть оперные звезды — ​такие, как Мириам Гаучи и Джозеф Каллейя. Хорошо бы им тоже выступить с молодыми талантами.

культура: Что Вас захватило как слушателя?
Казарновская: Я получила громадное удовольствие от концерта Максима Венгерова. И не только потому, что Венгеров — ​имя, а его выступлений все ждут. Я услышала другого Венгерова. Не того мальчика-виртуоза с блистательной техникой, какого мы все давно знали, а художника, который через многое прошел, столкнулся с трудностями в жизни, и у него теперь свой, более глубокий взгляд на мир. Все это дает новые краски в исполнительстве, ведет к новым вершинам, к новому взгляду, к поиску — ​то есть, другими словами, к развитию, росту, преображению. На концерте на Мальте передо мной предстал глубочайший музыкант, который сыграл вторую часть концерта Чайковского так, как я никогда от него ранее не слышала. Это был сокровенный разговор с Петром Ильичом, тончайшие пианиссимо, такое погружение, что аж мурашки по коже побежали.

Огромное впечатление произвела Айман Мусаходжаева — ​она феерично исполнила концерт Хачатуряна. Когда-то ее благословил сам автор, разглядевший в юной скрипачке гениальное дарование. И этот прогноз абсолютно сбылся.

культура: Пару слов о Вашем телепроекте, который Вы сделали на Мальте.
Казарновская: Это не просто серия интервью, но беседы двух артистов. Задача — ​в легкой и непринужденной форме показать разные грани звезд фестиваля. Профессиональные, чисто технические вопросы тоже затрагиваются, но ненавязчиво. Мы говорим про все, я хочу раскрыть личность своих героев и показать зрителю, что классические музыканты — ​живые и очень интересные люди.

Все беседы оказались крайне интересны. Но особенно меня захватил разговор с Дмитрием Александровичем Башкировым. С каким упоением он рассказывал о старых временах Московской консерватории, о тех встречах, которые ему подарила жизнь. С благодарностью и любовью вспоминал о советской публике — ​образованнейшей и интеллигентнейшей, обо всех городах Советского Союза, что довелось проехать.

Аккардо рассказывал о работе с Челибидаке, Аббадо, Мути, Джулини — ​это было захватывающе. Мне кажется, это должно быть очень интересным и для публики. Роль модератора мне показалась очень интересной и естественной. Я старалась узнать о том, о чем журналисты обычно не спрашивали.

Особая встреча состоялась с Гией Александровичем Канчели. Это был огромный разговор об искусстве и жизни. Такая глубина, такое миросозерцание, такие тонкие оценки, добрые и точные. Все то же самое звучало и в его музыке — ​на авторском концерте Канчели в рамках фестиваля.