Иэн Андерсон: «Трампа не стоит воспринимать всерьез»

Денис БОЧАРОВ

20.04.2018

27 апреля, в рамках тура, посвященного 50-летию одной из главных групп, работающих в жанре прогрессив-рока, Jethro Tull, на сцену «Крокус Сити Холла» выйдет бессменный флагман коллектива — Иэн Андерсон. «Культура» пообщалась с легендарным музыкантом.

культура: Итак, Jethro Tull полвека. Немногие в шоу-бизнесе могут похвастать столь солидным стажем. Предполагали ли Вы, когда только начинали, что продержитесь на виду так долго?
Андерсон: Позвольте с вами не согласиться. Поп-культура, в том числе и музыкальная, взрослеет вместе с нами. Сегодня не так уж и мало исполнителей, которые отметили свой полувековой, а порой и больший, юбилей. Здесь вам и The Rolling Stones, и The Who, и Status Quo. Бывшие участники Led Zeppelin тоже при делах, да и парочка оставшихся в живых «битлов», дай Бог им здоровья, до сих пор в строю. Так что ничего уникального в отмечаемой Jethro Tull дате нет. Если ты выбрал эту карьеру и тебе посчастливилось не умереть молодым, то просто продолжаешь заниматься своим делом и о годах не думаешь.

Да и вообще, я не «юбилейный» парень. Отмечание дней рождения, смертей, свадеб и прочей ерунды не является частью моей натуры. Ностальгия — не та территория, где я чувствую себя вольготно. Предпочитаю смотреть вперед и не оглядываться.

культура: А если все же попытаться, как Вам кажется, насколько творчество Jethro Tull изменило мир к лучшему? Да и способна ли поп-музыка на это в принципе?
Андерсон: Чепуха это все, романтические россказни. Джон Леннон написал песню «Imagine», насквозь пропитанную духом идеализма. Ну и где, спрашивается, этот иллюзорный мир? А разве то, что многие американские солдаты брали с собой во Вьетнам кассеты с записями Jethro Tull, помогло остановить ту бессмысленную бойню? Увы. Едва ли музыканты способны реально повлиять на ход событий — мы всего лишь часть постоянно изменяющегося мира.

культура: Чего следует ожидать поклонникам на предстоящем московском концерте? Сюрпризы, премьеры, «коты в мешке»?
Андерсон: Никаких особых «котов» не планируется. А зачем? Видите ли, за истекшие полвека в Jethro Tull переиграли тридцать шесть музыкантов, плюс ваш покорный слуга. Так что постараемся по возможности отдать должное каждому периоду в истории группы — лишь бы времени хватило. Конечно, сделаем акцент на первых десяти годах нашего существования, когда были написаны наиболее значимые произведения.

культура: Сегодня мир переживает не самые простые времена. Взаимоотношения между Россией и Великобританией сложно назвать идеальными. Как Вам кажется, нас действительно ждет неспокойное будущее или это всего лишь вопрос политических игр: мол, побеснуются и успокоятся?
Андерсон: Необходимо понимать главное: вне зависимости от того, холодная война на дворе или «горячая», противостояние между русскими и англичанами, американцами, французами или кем бы то ни было еще нет и не было. Игры, которые ведут политики, не имеют ничего общего с мыслями, надеждами и чаяниями простых людей. Все в мире, по сути, хотят одного и того же — спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. Обыкновенный человек, отправляющийся утром на работу, а вечером с нежностью убаюкивающий ребенка, не должен вестись на провокации, ниспосылаемые извне.

Кстати, буду с вами до конца откровенен. Очень многие в нашей стране с огромным уважением относятся к Путину. Да, разумеется, в силу исторических причин мы далеко не со всем, что он делает, согласны, но его инициативы находят живой отклик у моих соотечественников.

С другой стороны, Трамп разочаровывает. Уверен, минимум сорок процентов американцев сомневаются, что он пришел к власти законным путем. И едва ли его как политическую фигуру следует воспринимать всерьез. Он производит впечатление весьма неуравновешенного, импульсивного, даже порой взбалмошного человека, чьи мнения и высказывания относительно того или иного предмета могут кардинально отличаться день ото дня. Довольно тревожный и даже опасный синдром, учитывая то, какой пост мистер Трамп занимает сегодня.

культура: Хорошо, давайте вернемся к музыке. Последний альбом под «вывеской» Jethro Tull вышел в 2003 году. Пятнадцать лет — довольно внушительный срок. Дождутся ли фэны нового студийного релиза?
Андерсон: Видите ли, в чем штука: не хочу показаться нескромным, но так исторически сложилось, что бренд Jethro Tull во многом ассоциируется с моим именем. А как иначе: я тот парень, который написал почти весь материал, фронтмен, продюсер, менеджер, отслеживал гастрольные графики, заказывал билеты на самолет, места в отелях и так далее. Я привык, все это неотъемлемая часть моей жизни. И поэтому, как только возникает вопрос «Когда выйдет новый альбом Jethro Tull?», моя естественная реакция такова: «А кто будет в этой группе?» (смеется).

Так что правильнее спросить, когда выйдет новый диск Иэна Андерсона. Могу ответить. Наполовину новая программа уже готова. Также планируется несколько релизов, приуроченных к 50-летию группы: ремастированный дебютный альбом «This Was», переиздание пластинки сорокалетней давности «Heavy Horses», юбилейный бокс-сет, включающий в себя несколько работ из бэк-каталога коллектива. В общем, надеюсь, поклонникам JT скучать не придется.

культура: Предстоящий чемпионат мира по футболу мимо Вас не пройдет? Следить, болеть будете?
Андерсон: Конечно. Тем более, что турнир впервые состоится в России — это, несомненно, событие. Хотя, скажу вам честно, я далеко не самый горячий болельщик. Для меня эта игра слишком груба. Возможно, поэтому я предпочитаю играть не в футбол, а на флейте (смеется).

культура: Кстати, о флейте. Вам до сих пор необходимо каждый день практиковаться, чтобы поддерживать себя в должной форме?
Андерсон: О да. Возможно, на свете и существуют сферы деятельности, где по ходу взросления и старения можно позволить себе расслабиться, полениться — словом, отключить мозговые рецепторы. Но с музыкой такое не пройдет: необходимо постоянно быть в теме, а значит, в тонусе. Это вовсе не означает, что я каждый день с утра до ночи не даю себе отдыха, но определенное время занятиям уделить должен. Даже когда отправляюсь куда-нибудь в отпуск, не представляю, чтобы флейта была не со мной.

культура: Какой самый нелепый миф Вам приходилось слышать о собственной персоне?
Андерсон: Поскольку я играю на флейте, стоя на одной ноге, газетчики писали, что Иэн Андерсон, должно быть, находится под воздействием стимуляторов. Мол, зачем ему еще сдалась вся эта клоунада? В одной заметке я был охарактеризован не иначе как «crazed flamingo on speed» (буйно помешанный обдолбанный фламинго. — «Культура»). Иные договаривались до того, что я еще и гей. Но, простите, ребята, вынужден вас разочаровать: я нормальный шотландский мужик, никогда в жизни не употреблявший наркотиков. Просто играю на флейте, стоя на одной ноге (смеется).

культура: Оглядываясь назад, чем больше всего гордитесь?
Андерсон: Тем, что сработал мой план «С». В юности их у меня было целых три: план «А» — пойти служить в полицию, план «B» — получить работу журналиста и план «С» — попробовать стать рок-музыкантом. Сделать «долгоиграющую» карьеру на этом поприще не так просто, поверьте мне. Я счастлив еще и потому, что в состоянии заниматься любимым делом, и никто не вправе указывать мне, когда остановиться.


Фото на анонсе: Максим Блинов/РИА Новости