«Звезда», да не та

Александр МАТУСЕВИЧ

16.04.2018

Под финал конкурсной программы фестиваля «Золотая маска» Новосибирский музыкальный театр представил мюзикл Александра Шевцова «Безымянная звезда».

Пьеса румынского писателя Иосифа Гехтера, известного миру под псевдонимом Михай Себастьян, писалась во времена, когда к власти в Бухаресте пришли нацисты. Вероятно, именно поэтому сквозь почти фарсовый смех и щемящий, проникновенный лиризм в тексте прорывается главный лейтмотив — ​тоска и безысходность, предопределенность и фатализм. Полет к мечте для героев возможен лишь в воображении и почти никогда — ​в реальной жизни. А свет далекой звезды так и останется призрачной надеждой на счастье. Ведь, как говорит главный герой Марин Мирою, звезды никогда не отклоняются от своего пути.

Рано ушедший из жизни автор так и не увидел успеха своего детища. Себастьян погиб в мае 1945-го, а победное шествие пьесы началось лишь через несколько лет после войны. «Звезда» с успехом шла на многих сценах Европы. А в эпоху советско-румынской дружбы была поставлена в ленинградском БДТ и во МХАТе. Затем в 1979-м появился телефильм Михаила Козакова с блистательными Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским. Лента стала бешено популярна не только в нашей стране, но и в Румынии, где затмила даже французскую экранизацию 1966 года с Мариной Влади и Клодом Ришем. После столь высокой планки постановщики не спешили вновь браться за пьесу. И только недавно «Звезда» вновь зажглась на нашем театральном небосклоне. Достаточно вспомнить спектакль Вильмы Кутавичюте в Ермоловском и спектакль Александра Марина в «Табакерке». Правда, большинству зрителей романтическая история о кратком миге счастья по-прежнему известна лишь благодаря фильму Козакова.

Вот и постановка Новосибирского музыкального театра в большей степени следует киносценарию Александра Хмелика, нежели оригиналу Михая Себастьяна. Правда, в большинстве случаев сравнения явно не в пользу спектакля.

Начнем с того, что фильм был прежде всего силен выдающимися актерскими работами. В каждом образе угадывалась неординарная личность — ​даже в легкомысленной Моне Вертинской. Новосибирская «Звезда» подобных откровений не дарит. Экспертный совет «Золотой маски» номинировал на премию сразу трех артистов — ​Валентину Воронину (Мона), Евгения Дудника (Марин) и Евгению Огневу (Куку), однако первой не хватает глубины и естественности, второму — ​обаяния и благородства, а третьей — ​харизмы и комедийного дара. Игра актеров — ​крепкая, профессиональная, грамотная, но не более того. Впрочем в музыкальном театре актерских откровений по определению не ждешь, традиционно больше внимания обращая на пластику и, конечно же, на голоса. Вокал также в данном случае весьма скромен: если звонкий голосок красавицы Ворониной чаще радует, то два других номинанта, скорее, разочаровывают. Гораздо ярче — ​и вокально, и актерски — ​показался Роман Ромашов, исполнивший роль циничного сожителя Моны Грига. Однако явная артистическая удача, увы, осталась неотмеченной. Зато жюри оказалось благосклонно к Евгении Огневой в номинации «Лучшая роль второго плана».

Не заметили эксперты и фантастическую работу художника по свету Ирины Вторниковой — ​звездное небо Мирою по-настоящему завораживает. Впрочем, справедливо номинированы стильные костюмы Елены Турчаниновой. Ей же принадлежат оригинальные, легкие, призрачные декорации, созвучные мечтательному миру учителя космографии. Еще один абсолютно уместный претендент на «Маску» — ​режиссер Филипп Разенков, которому в какой-то степени удалось добиться индивидуальности сценического решения и дистанцироваться от фильма-прототипа. Динамизм и живость спектакля особенно явственны в его второй половине, которая в отличие от первого акта смотрится на одном дыхании.

Однако от музыкального театра ждешь не только и не столько интересной пьесы, сколько свежих мелодий. А здесь достижения «Звезды» весьма умеренные: партитура Шевцова полна банальностей и общих мест. Музыка в спектакле скорее обслуживает драматическое действо, нежели представляет собой нечто самостоятельное. Простые гармонии и ритмы буквально убаюкивают зрителя, назойливо убеждая в принадлежности мюзикла к легкому жанру.


Фото на анонсе: Сергей Корзенников