Образцовой замены нет

30.09.2017

Александр МАТУСЕВИЧ

В Петербурге завершился 11-й Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.

Это второй смотр, прошедший без его основательницы и председателя жюри. Место Образцовой остается по традиции вакантным. И первый, когда состав судей был сформирован без заветов великой певицы. Места вокальных звезд прошлого — ​а у Елены Васильевны заседали воистину величайшие: Барбьери, Сазерленд, Скотто, Берганца, Людвиг, Коссотто — ​заняли руководители молодежных оперных программ, менеджеры от искусства. Тенденция налицо. Квалифицированная оценка маститых коллег и вокальные советы мэтров уступают место карьерным перспективам — ​управленцы лучше смогут позаботиться о судьбе понравившихся конкурсантов. Впрочем, нечто подобное наблюдается повсеместно: эффективный менеджмент активно наступает, тесня профессионалов, ведь в современном оперном театре гораздо важнее экстерьер, нежели вокальное совершенство: век коротких карьер требует модельной внешности, молодости и коммуникативных способностей, а не звучного голоса.

На конкурс было подано несколько сотен заявок, что свидетельствует о его авторитете. В Петербург приехали около двухсот вокалистов из двадцати двух стран. Жюри выпала нелегкая задача отслушать огромное количество исполнителей, каждый из которых представил в первом туре по две арии из опер, кантат или ораторий композиторов XVII–XIX веков. Во второй — ​пропустили сорок восемь вокалистов, продемонстрировавших одно камерное произведение русского или западноевропейского композитора, а также итальянскую оперную арию XVIII–XIX веков. В третий тур вышли пятнадцать певцов, исполнивших согласно выбору жюри по одной арии в сопровождении симфонического оркестра под управлением мариинского маэстро Михаила Синькевича. Как и на многих других конкурсах, финал совместили с отчетным гала-концертом, прошедшим в Большом зале филармонии имени Шостаковича. Первые два тура состоялись в филармоническом камерном зале имени Глинки. Обе площадки идеальны как акустически, так и визуально: молодежи повезло петь в лучших пространствах Северной столицы.

Выбрать лучших из полутора десятков финалистов было нелегко — ​уровень конкурсантов оказался достаточно высоким: мастерское, захватывающее, яркое, эмоциональное и технически точное пение демонстрировали многие. Видимо, поэтому итоговое решение оказалось весьма строгим: Гран-при не присудили. Первую премию получил могучий грузинский бас Годердзи Джанелидзе, ныне солист Большого театра. Вторую разделили монгольский баритон Анхбаяр Энхболд и мариинский академист, тенор Шота Чибиров. Третью отдали сопрано: петербурженке Анастасии Донец и башкирке Диляре Идрисовой. Выбор судей вызвал недоумение многих — ​уфимская вокалистка была безусловным лидером всего смотра, ее идеально выделанный и стилистически безупречный голос, очевидная музыкальность и нетривиальность репертуара (например, в финале она пела редчайшего по нынешним временам Мейербера) однозначно достойны самой высшей награды.

Впрочем, как и на любом конкурсе, сюрпризов было немало. Лауреатов не получили харизматичный баритон Сергей Кайдалов, великолепное спинтовое сопрано с редким по красоте тембром Ксения Галицкая, нежный контратенор Юрий Юшкевич (все из Петербурга), хрустальная колоратура Любовь Медведева (из Ямало-Ненецкого округа). Некоторых достойных и вовсе не пропустили в финал — ​как, например, англичанку Ханну Бредбери, уже очевидно сложившуюся артистку, а не зеленую конкурсантку, или терпкого, сочного по тембру петербургского тенора Александра Трофимова. В то же время «чудесным образом» среди финалистов оказались Нэля Гафиятуллина из Казани с весьма подозрительной интонацией и китайский тенор Ма Цзя, певший откровенно по-школьному.

На пресс-конференции, предваряющей третий тур, Лариса Гергиева, худрук Академии молодых певцов Мариинки, обмолвилась, что выбор — ​дело непростое, всегда остаются недовольные, у судей свое мнение, у публики — ​свое, у критиков — ​свое. Дмитрий Вдовин, руководитель Молодежной программы Большого театра, восхитился феноменом монгольских вокалистов, которые, несмотря на фонетические и артикуляционные трудности в освоении европейских языков, в последние годы демонстрируют стабильно высокий уровень. Великий испанский тенор Джакомо Арагаль отдал дань уважения памяти Елены Образцовой, своей многолетней партнерши на многих мировых сценах. И все вместе посетовали на рекордно малое количество достойных певиц меццо-сопрано, что на конкурсе имени великой русской меццо воспринимается как досадный курьез.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (2)

  • alt

    константин 02.10.2017 11:39:31

    Хорошая статья.Верно подмечено как менеджеры отбирали "достойных"под свои вкусы.Жаль,что представители прессы не присутствовали на 1 туре и не смогли лицезреть тех,кто был на голову выше финалистов и кого,так нагло выбросили из участия в дальнейшей борьбе.Обиженные есть всегда,скажете?Только уступить сильнейшим не стыдно,а быть не пропущенным во второй тур,чтобы не составить конкуренцию своим такого на конкурсе именем Великой певицы не должно быть!Жаль что конкурсом ведают бизнесмены со своими платными академиями и школами.Такие чужих даже с самыми потрясающими голосами никогда не заметят!Рекламировать своё их задача.
  • alt

    Евгений 02.10.2017 13:35:20

    Вновь Глинки малый зал наполнил верный зритель!Вихрь арий оперных в стенах его звучит!Кто станет первым тут?Кто лучший исполнитель возникнет вопреки предвзятому жюри!?Карманное жюри!В гостях оно безмолвно! Шесть голосов на два совсем не перевес! Два выберут СВОИХ!И это безусловно! Тут не было и нет чужим свободных мест!!! На каждом конкурсе с той схемою знакомы. Нет смысла в честной оперной борьбе! Направо и налево СВОИМ дают дипломы, присваивая все призы себе!!! Давно и этот конкурс не стал во исключенье-на памяти ВЕЛИКОЙ творится капитал!Барыги от искусства,не мучаясь сомненьем,посредственных СВОИХ ведут на пьедестал!!!Неважно.что не в такт!Не страшно,что не в ноты!Какое дело им до уровня других?Снижает однозначно тот конкурс обороты,где стыдно слушать тех,финала кто достиг!За гонорар жюри не пикнут и не ахнут-чужой им монастырь и им чужой устав!!!Из тура в тур вояж,конечно,дурно пахнет,но шестеро молчат ,зов совести поправ!!!Пришла с небес тогда Великая ЕЛЕНА!Прекрасный ангел залу облетел?И больно ей,и грустно,и стыдно несомненно-что именем её творят сей беспредел!!! Ну как вам,зрители?Финалом все довольны?Не ожидали проявленье явной фальши?И,предваряя возмущенье ваше,спешу озвучить выводы невольно!С пятнадцати треть точно не из лучших!Кто пропустил таких?Взялись они откуда?Никак их пение не выглядело чудом!Наоборот,противно было слушать!Великолепен бас и баритоны тоже!Диляра хороша и тенор несомненно!А остальные на бульоне пена?!Такие голоса для оперы не гожи!Что за юнец?К какой готов работе?Какую партию исполнит он на сцене?С чего жюри он сверх переоценен?Не камерный был конкурс,а напротив!?Чем отрок стал хорош?И разве что не странны симпатии жюри к безусому мальчишке?В финале конкурса,по крайней мере, слишком-кастрата предпочесть красивому сопрано?!Не удивительно и,к сожалению,не ново,что через СВОЙ шаблон,сквозь взгляд СВОЕЙ морали на первом туре вовсю оперных сливали решения жюри с оттенком голубого!!!Негодованье,недовольство всех предвидя,отвечу коротко всем возмущённым сразу-мы расплодили толерантностью заразу!!!Болит за оперу!!!За оперу обидно!!! Анализируйте в итоге кто в финале?Из Академии певцы,стипендиаты фондов!?СВОИ!!!Опять СВОИ!!?Чужих всех по сливали?Быть настоящим оперным не модно?Потешного жюри был выбор обусловлен, к не сильным голосам порочностью довлея,решали всё они ,как им подскажет Вдовин,попутав конкурс с маскарадом геев!!?Плачевен результат конечного отбора-с огромными лауреаты минусами!Таков финал для конкурса позорен-не перекрыт оркестр худыми голосами!!!Сырые сплошь певцы!Для оперы не годны!!!Нет силы в голосах и техникой не блещут!И несравнимы к тем,кем петербуржцы горды,кому по праву мир весь рукоплещет.Путёвку в жизнь кому дал конкурс Образцовой!При ней жюри не превращалось в чей то флюгер!На верность ОПЕРЕ имела честь, держала слово!С её уходом,к сожаленью,конкурс умер!!!
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть