Элла и ребята

Денис БОЧАРОВ

20.04.2017

Сто лет назад, 25 апреля 1917 года, в небольшом городке Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, на свет появилась девочка, которой было предназначено в корне изменить людские представления о вокальном искусстве. Звали ее Элла Джейн Фицджеральд. 

Жанр, по меткому, но едкому замечанию Максима Горького порой называемый «музыкой для толстых», пестрит виртуозами-инструменталистами. Оно и неудивительно: джаз, в отличие от популяра, нельзя исполнять спустя рукава. Поэтому, если хочешь выдержать конкуренцию на данном поприще, ты по определению обязан быть незаурядным мастером. Но вот в чем штука: когда мы вспоминаем о великих гитаристах, пианистах, трубачах и барабанщиках, на ум прежде всего приходят представители сильного пола. Женщины, которые были бы подлинными корифеями игры на каком-нибудь музыкальном инструменте, — явление в джазе нечастое. Так уж исторически сложилось. Однако если речь заходит о вокальной стороне вопроса, подавляющему большинству и убежденных меломанов-знатоков, и не слишком требовательных слушателей, в первую очередь вспомнятся восхитительные дивы: Билли Холидей, Бесси Смит и, разумеется, Леди Элла. Почему в этом музыкальном направлении сложилось подобное «распределение сил», сказать трудно. Возможно, не последнюю роль играет то обстоятельство, что искрометная импровизационность как неотъемлемая черта джаза доходчивее и слаще воспринимается из женских уст. 

Элла Фицджеральд — крутейшая певица ХХ века. Это одна из главных аксиом джазовой культуры. Список ее заслуг и достижений (одни только тринадцать статуэток «Грэмми» чего стоят) выглядит словно своеобразный справочник-путеводитель по всевозможным наградам и премиям. Не было такого джазового исполнителя из высшей лиги, с которым Элла бы не посотрудничала. Здесь все: от Луи Армстронга и Дюка Эллингтона до Каунта Бейси и Оскара Питерсона. Количество выпущенных ею за карьеру дисков приближается к сотне, а общий тираж проданных записей превышает 40 миллионов экземпляров. 

Пожалуй, главная заслуга Эллы состоит в том, что она (наряду с упомянутыми Армстронгом и Эллингтоном) сумела сделать такой, в общем-то, элитарный жанр, как джаз, доступным широким массам. Ведь это, признаем откровенно, музыка на любителя. Однако когда пела Фицджеральд, людям не приходило в голову задумываться о стиле, в котором она работала. Поклонники растворялись в волшебном очаровании голоса. Музыковеды и критики неустанно говорят о ее трех октавах, как о чем-то особенном. Но дело даже не в том, что это не совсем так (бывают вокалисты с диапазоном и поболее), просто сами по себе октавы не имеют значения. У Эллы был прямо-таки фантастический тембр: мягкий и обволакивающий, бархатный и глубокий, задумчивый и игривый. В восторженных оценках современников звучание голоса певицы называлось самым красивым и идеальным среди тех, какие когда-либо слышал человек. 

Примечательно, что феноменальное вокальное богатство досталось Элле Фицджеральд исключительно от природы. Поскольку никакого музыкального образования она не получила и никогда не брала уроков пения. Дарование артистки было настолько велико, что такой, казалось бы, необходимый для любого профессионального певца ритуал, как распевание перед концертом, ей не требовался. Она сразу выходила на сцену — и начиналось музыкальное священнодействие, гений не изменял ей до последних лет. Небольшие проблемы с голосом на закате пути связаны с резко ухудшившимся состоянием здоровья: последние годы певица провела в инвалидной коляске с ампутированными ниже колен ногами…

Любопытно, что человек, всю жизнь даривший тепло и радость, обладал весьма замкнутым и застенчивым характером. Друзей у Эллы было немного, в семейной жизни постоянно случались перебои. Несмотря на огромный успех и обожание миллионов, Фицджеральд всегда чувствовала себя немного неловко, выступая перед большими аудиториями. Однажды, принимая очередную награду, смущенно заметила, что спич не ее стихия — куда лучше получается петь. Спорить с этим не приходится. Женщина, столетний юбилей которой отмечается в конце апреля, убедительно доказала, что поговорка «петь научилась раньше, чем говорить» — не просто фигура речи.


Фото на анонсе: Официальный сайт памяти Эллы Фицджеральд