Девяносто лет Славы

Александр МАТУСЕВИЧ

07.04.2017

В Москве завершился VIII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. С момента основания форум отличали исключительно высокий уровень участников и тщательно подобранная афиша. Сегодня художественный руководитель мероприятия Ольга Ростропович продолжает формировать уникальную для столичного музыкального контекста программу.

Нынешний смотр посвящен 90-летию со дня рождения Мстислава Леопольдовича. Торжественное открытие доверили именитому коллективу — оркестру Санкт-Петербургской филармонии, исполнившему под управлением своего многолетнего шефа Юрия Темирканова опусы Сибелиуса и Равеля.  Гвоздем фестиваля стал Вашингтонский национальный симфонический оркестр, которым Ростропович руководил в эмиграции. Американские музыканты под предводительством маэстро Кристофа Эшенбаха сыграли произведения Шуберта, Элгара, Шостаковича и современного заокеанского композитора Тобиаса Пиккера. Естественно, не обошлось и без сольных высказываний инструмента Ростроповича — солировала на виолончели Алиса Вайлерштайн. Скрипка была представлена яркой игрой звездного Максима Венгерова в дуэте с пианисткой Полиной Осетинской — прозвучали три сонаты Брамса.

Финальный вечер подарил москвичам встречу с гостями из Японии. В российскую столицу пожаловали оркестр «Йокогама симфониетта», Филармонический хор Токио и маэстро Казуки Ямада. Для первого отделения концерта музыканты выбрали столь близкую их менталитету «Маленькую сюиту» Дебюсси. С начальными звуками пьесы «В лодке» по Большому залу Консерватории разлились чарующие волны, буквально захватившие слушателей. Памяти великого дирижера и виолончелиста было посвящено исполнение одного из самых внутренне цельных, проникновенных и лишенных нарочитой аффектации сочинений мирового филармонического репертуара — «Реквиема» Габриэля Форе. Солировали французская сопрано Женни Давье, российский баритон Родион Погосов, за органом — Мотоко Муроцуми.

Во втором отделении к японским коллегам присоединились российские музыканты — Хоровая капелла имени Юрлова и ГАСО имени Светланова. Совместными усилиями они погрузили публику в причудливый, прихотливый и бесконечно прекрасный мир Мориса Равеля, сыграв две сюиты из знаменитого балета «Дафнис и Хлоя». Торжеством музыки и исполнительского совершенства прозвучал заключительный бис фестиваля — легендарное равелевское «Болеро», столь много значащее одновременно для западноевропейского, русского и восточного мировоззрения.


Фото на анонсе: Александр Куров