Патрисия Каас: «Пора жить на всю катушку»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

29.11.2016

5 декабря Патрисии Каас исполняется 50 лет. Накануне юбилея артистка выпустила десятый альбом, который назвала собственным именем. Со знаменитой певицей встретился корреспондент «Культуры».

культура: Два года назад Вы бесследно исчезли со сцены. Не стало ни концертов, ни дисков, ни интервью. Ваш телефон и электронная почта не отвечали. Что произошло?
Каас: Последние годы я трудилась на износ. Помимо гастролей и записей снималась в кино, сочиняла автобиографию. Забыла, что выше головы не прыгнешь. Эмоциональный и физический груз накапливался. Тяжелым ударом стала и смерть моей болонки Текилы. Я к ней относилась как к ребенку, которого у меня никогда не было. На меня обрушилась депрессия, и я не выдержала. Пропал всякий интерес к жизни — даже не хотелось вставать с постели. Оказалось, мои плечи недостаточно крепкие, хотя я выросла в немецкой шахтерской семье и научилась молча переносить страдания. Слава Богу, теперь все позади. Закончила новый альбом «Патрисия Каас». В январе отправлюсь на гастроли.

культура: «Для женщины слава — лишь блистательный траур по счастью», — заметила мадам де Сталь. Не правда ли, талант — дорогое удовольствие, за него приходится платить высокую цену?
Каас: Насчет таланта не знаю, а за успех — точно. Я словно проживала параллельно две жизни. Одну — гламурную, головокружительную. Другую — полную горечи, страданий, связанных со смертью родителей и брата, вечных сомнений и неуверенности в себе.

культура: И тем не менее Вам удалось с этим справиться. Вы натура волевая?
Каас: Я человек с характером, крепкий орешек. Но даже самые сильные люди порой проявляют слабость, оказываются легко ранимыми, испытывают боль после разлуки. От этого никуда не деться. С годами мне стало легче признаваться в собственных проблемах. Как и всем, мне необходимо плечо, к которому можно склонить голову.

культура: Новый диск занимает первые строчки в хит-параде. Довольны таким результатом?
Каас: Когда завершила альбом, то расплакалась, настолько велика была моя радость. Я почувствовала, что выздоровела, будто бы проснулась другим человеком.

культура: Ваши песни — это Вы сами?
Каас: Я бы так не сказала. Мой сценический образ отличается от того, какая я в жизни. И хотя я выражаю собственные чувства и переживания, они не всегда автобиографические. Порой темами композиций становятся важные события — например, песня «День и час» с последнего диска посвящена террористическим актам во Франции.

культура: «Моя жизнь — это битва», поете Вы. В этой схватке у Вас больше побед или поражений?
Каас: Рано или поздно мы окажемся побежденными, но до наступления рокового часа нужно сражаться. Я веду борьбу за саму себя, часто — с мужчинами (смеется).

культура: «Надоел мне мой любовник, мой любовник шарлатан», говорите Вы в новом альбоме. Неужели до такой степени разочаровались в представителях сильного пола?
Каас: В этих словах, как у меня часто бывает, звучат ирония и насмешка, никакого сожаления. А роман с «шарлатаном» действительно был неудачным, и я его прогнала, но у меня случались и более счастливые увлечения.

культура: В одном из интервью Вы мне признались, что не прочь познакомиться с Джорджем Клуни. Получилось?
Каас: В один прекрасный день моя мечта почти сбылась. Мы пересеклись на Каннском фестивале на приеме по случаю презентации фильма «Тринадцать друзей Оушена». Неожиданно столкнулись лицом к лицу, и я так опешила, что потеряла дар речи. Но все меняется. Теперь хочу познакомиться с актером Майклом Фассбендером (смеется).

культура: Как все красивые женщины, Вы, наверняка, часто меняете мужчин?
Каас: Не так уж часто, как все думают. В моей жизни бывают моменты, когда я вполне обхожусь без сильного пола и прекрасно себя чувствую. Свобода необходима любой женщине. К тому же по своей природе я человек не ветреный, а преданный. Изменять мне случалось только из чувства мести, а не потому, что был нужен новый партнер.

культура: Что для Вас важнее — сцена или личная жизнь?
Каас: Эстрада всегда стояла на первом месте. Видимо, именно поэтому личная жизнь не задалась — ни мужа, ни детей. Поскольку я постоянно на гастролях, жить со мной хлопотно. Главным для меня всегда было творчество, а мужчинам приходилось довольствоваться тем немногим, что оставалось. Давно пора менять приоритеты (улыбается).

культура: В свое время выпуск Вашей первой пластинки, сингла «Ревнивая», финансировал Жерар Депардье. Потом Вас взял под опеку сам Ален Делон. Это были исключительно платонические отношения?
Каас: Когда раздался звонок Жерара, я решила, что меня разыгрывают. «Ревнивая», правда, не стала событием, но помогла мне найти себя. С Аленом мы познакомились четверть века назад и по-прежнему нежно относимся друг к другу. Решили ничем не усложнять наши отношения, даже поцелуем. Иногда мы встречаемся. Потом он пропадает, но всегда приходит на мои концерты. У Делона сложный характер. Порой он замыкается в себе, никого не хочет видеть, обижается на весь мир. Когда ему звонишь, чтобы поздравить с днем рождения, может вспылить: «Неужели до сих пор не знаешь, что мне на них наплевать?!» Затем вновь появляется и начинает жаловаться: «Куда ты пропала? Почему больше не звонишь? Ты меня забыла?» Раньше он обожал давать советы, но постепенно я накопила собственный опыт и все меньше нуждаюсь в его поддержке.

культура: Вас часто сравнивают с Марлен Дитрих, Эдит Пиаф и даже с Мадонной.
Каас: Не могу сказать, что мне это не льстит. Кажется, с Дитрих у нас чем-то похожи голоса, с Пиаф меня роднит чувственность и страстность. Что до Мадонны, раньше я была ее фанатом, а сейчас мне не нравится то, что она делает. Тем не менее, мне всегда хотелось иметь собственный голос, а не быть на кого-то похожей.

культура: Вы пробовали себя в кино, но карьера как-то не сложилась. Ждете новых ролей?
Каас: В ленте Клода Лелуша «А теперь, дамы и господа» я играла певицу, это было легко. В телефильме Тьерри Бинисти «Убитая» снялась в роли матери, потерявшей единственную дочь. В эмоциональном плане работа далась очень тяжело. Что касается новых предложений, мне бы не хотелось жертвовать своим главным ремеслом во имя кино, но если предложат что-то сверхинтересное, скорее всего, соглашусь. Я бы предпочла попробовать себя в комедии — в легком жанре публика меня не представляет. Думаю, у меня получится.

культура: Кто-то из великих постановщиков считал, что артист должен каждый вечер умирать на сцене. Согласны?
Каас: Каждый раз трудно. Я отдаю себя публике целиком, но всегда помню, что завтра очередной концерт. Помогает моя дисциплинированность, унаследованная от матери-немки.

культура: В январе Вы отправляетесь в затяжное турне. В Россию заглянете?
Каас: Конечно, что за гастроли без нее? Ваша страна меня удочерила, и я испытываю к ней самые нежные чувства. На мои концерты заходил даже Владимир Путин, с которым мы обменялись несколькими фразами по-немецки. Где я только не выступала, от Москвы до Владивостока, и везде ко мне относились как к своей. Ваша публика щедрая и непосредственная. А я люблю людей естественных. Мне претит всякая претенциозность.

В 2009-м приезжала в Москву на «Евровидение». К сожалению, заняла лишь восьмое место, хотя рассчитывала на победу. Наверное, выбрала не самую удачную песню. Во Франции меня раскритиковали, зато у вас я получила приз прессы, украшенный русским флагом.

культура: Пятого декабря Вам исполняется 50. Как Вы относитесь к столь серьезной дате?
Каас: Не скажу, что эта цифра мне нравится, но она условная. Утешаю себя тем, что до следующего юбилея в запасе целых десять лет. Когда тебе 20 или 30, кажется, что все впереди. В моем возрасте ко многому относишься иначе. Хотя, кто знает, вдруг дотяну до ста, и окажется, что сейчас — лучшие годы моей жизни. Себе все время говорю: хватит сожалеть и терзаться вопросами. Пора жить на всю катушку. Так что стараюсь наслаждаться не только каждым днем, но и каждой минутой.